Аршалус Мазманян: «Если ты уважаешь людей, то будешь уважаем и сам»
Часто бывая по делам в административных центрах районов Агинского округа, невольно начинаешь сравнивать их – ландшафт, архитектуру, людей, живущих в них. На мой субъективный взгляд, Дульдурга расположена в самом живописном месте из указанных мною посёлков (райцентр Дульдургинского района для меня давно является посёлком). Агинское зажато среди сопок, что не даёт возможности любоваться им в полной мере. Могойтуй раскинулся на гористых холмах в степи и издалека напоминает блюдце. Но железнодорожный узел может похвастаться своими людьми – работящими, с юмором, простыми в общении и быту. В поселке Могойтуй мы познакомились с Аршалусом Парасоновичем Мазманяном (на снимке), оператором пресса приёмного пункта филиала ООО «Читинский втормет».
Первым делом мы задали ему нетактичный вопрос (журналисты грешат этим иногда): «Вам сколько лет?». Ответ оператора немного обескуражил: «Мне ровно 70 лет». Мы удивлённо переглянулись с фотокорреспондентом.
А.П.Мазманян весёлыми глазами поглядел на нас и сказал: «Ребята, мне врать вам нет смысла!». Мы пригласили его в нашу мобильную «Гостиную «АП».
- Уж больно молодо Вы выглядите для своих лет, - ответил ему я.
- Точного рецепта продления молодости я не знаю, никогда подобным не интересовался, про себя лишь скажу, что умеренность в еде, питье и постоянная работа – физическая и умственная - позволяют находиться в форме. Да и спасибо большое родителям: с детства прививали нам привычку трудиться, не опускать рук при неудачах, смотреть вперёд и думать о будущем. Плюс моя семья является для меня источником вдохновения – сначала это дети, а теперь и внуки, в которых души не чаю, но баловать их себе не позволяю. Им жить на этой земле и прожить, уважая себя, людей, труд свой и труд чужой.
- Вы сами родом откуда? – задал я ему типичный местный традиционный вопрос, - из самой Армении?
- Я родился и вырос в Грузинской ССР, городе Цалка, где компактно проживали и проживают армяне. До границы с Арменией совсем недалеко. Наш город был примечателен тем, что это был единственный город в СССР, где проживало большое количество греков. Мы росли в атмосфере дружбы, не делили друг друга на национальности, чужих и плохих. Это недалёкие политики позже разделили нас, посеяв сомнение и недоверие. Про политику я больше не буду говорить, не моё это, уж извините. Долгое время работал строителем. Какой армянин не занимается строительством (улыбается). Строили объекты по всему Союзу. Так и ездил, пока не осел в Агинском округе, посёлке Могойтуй. Он и стал моей второй Родиной, местом, где выросли мои дети, родились внуки.
- Домой не тянуло, не ездили погостить?
- После развала Советского Союза был на малой родине один раз. Там многое изменилось, но Родина навсегда останется в моём сердце как место моего рождения, беззаботного детства, весёлой юности. Однако, моя семья здесь, в Аге, посёлке Могойтуй, без неё я никогда не чувствовал себя комфортно. Семья для меня – главная ценность в жизни. Растить и воспитывать детей - наша священная обязанность, а видеть, как на твоих глазах рождаются и растут внуки – высшее счастье для человека, мужчины.
- Давно работаете в «Чермете»?
- В своё время трудился здесь три года мастером погрузки. История трудоустройства, возможно, банальная, мы знакомы с Дондоковичем (А.Д.Будаев) на протяжении многих лет. Однажды он пригласил меня заняться ремонтом конторы приёмного пункта – отремонтировать и заменить кровлю, произвести внутренние ремонтные работы. Я с радостью согласился помочь другу. После окончания всех необходимых работ Дондокович сказал мне: «Парасонович, чего туда-сюда ездить с подрядами, оставайся, вместе будем работать». До этого мы строили дома по всему округу, например, в Цокто-Хангиле, Хара-Шибири, других сёлах. После ушёл на вольные хлеба, работал завхозом в ДК и библиотеке, далее вообще три месяца сидел без работы. Это был самый мучительный период в моей жизни – все годы трудился и тут «бац» - и дома. Непривычно для мужчины такое положение дел. Дондокович снова меня позвал – возвращайся, я буду только рад. Вернулся и не пожалел. Свою работу я люблю, коллектив у нас сложившийся – знаем друг друга много лет. Моя работа, мой труд, мои достижения всегда со мной. Такое отношение я прививал своим детям, а сейчас и внукам – никогда не сидеть без дела, всегда и во всём оставаться человеком, тогда и будут уважать. Если ты не уважаешь других, и тебя не уважают, то зачем тогда жить?
- Всё-таки не верится, что Вы разменяли восьмой десяток лет…
- Верить или не верить – ваше дело (смеётся), я лишь поведал о своей формуле жизни личного, профессионального и общественного счастья. Моему отцу 96 лет, он живет так же, как и я, и вот на днях он заявил мне, что настала пора собираться в мир иной, я со смехом возразил ему, доживите хотя бы до ста лет, а там видно будет!
Аршалус Парасонович, рассказывая о себе, своей жизни, в то же время не забывал и о работе, знакомя нас с громоздкими агрегатами, оборудованием, принципах их работы. С гордостью показал аккуратно спрессованные брикеты лома по 250-300 килограммов, сложенные друг на друга и ожидающие погрузки. В конце он заключил: «Наша агинская земля богата талантами, людьми, любящими и умеющими работать, в том числе, и на земле. Нам нечего стыдиться, главное - не злоупотреблять алкоголем, она рушит жизни, семьи. Нам есть чем гордиться, мы живём в дружбе, работаем, кормим свои семьи, радуемся успехам детей внуков, и это здорово!».
Зорикто ОЛЗОЕВ.