Анна Насакдоржиева: «Главное – участие»
Учителем физкультуры на селе работать сложнее
Анна Цыдыповна Насакдоржиева (на снимке) учителем физкультуры Кункурской средней школы работает двенадцать лет, возглавляет методобъединение учителей физкультуры Агинского района. Анна Цыдыповна поделилась с нами мыслями о своей работе.
- К весне у учителей физкультуры прибавляется забот...
- Да, весной обычно начинается подготовка к различным соревнованиям. В этом году будет проводиться окружная спартакиада школьников «Найдал». Она проходит один раз в два года. Поэтому все соревнования, сборы - в рамках подготовки к ней. Агинский район и ГО «Поселок Агинское» впервые представят на ней команды отдельно, то есть будут выступать команды сельских и поселковых школ. Конечно, проблема в том, что в сельских школах мало детей, нет выбора. В прошлое воскресенье мы участвовали в районном первенстве по футболу, в субботу ездили на соревнования по волейболу в Хойто-Агу, где традиционно разыгрывается кубок Дугара Батуева. В борьбе за третье место проиграли команде Таптаная. По школьной программе в четвертой четверти идет легкая атлетика, большую часть времени занимаемся на улице. Готовимся к эстафете газеты «Агинская правда», в которой мы участвуем из года в год. В ней забеги отдельно для юношей, для девушек. А у нас, например, в одиннадцатом классе пять мальчиков, в десятом двое, в девятом также двое. Трудно набрать команду. Наши ребята выступают во всех соревнованиях, практически по всем видам спорта.
- Бывает ли так, что с кем-то из учащихся Вы проводите индивидуальное занятие?
- Индивидуальных занятий не бывает. В сельской местности все дети занимаются физкультурой. В секции волейбола и баскетбола все стопроцентно записаны. В этом учебном году по базисному плану три часа физкультуры в неделю. Так как у нас малокомплектные классы, для проведения уроков совмещаем 10 и 11 классы. Также совместно проводим урок физкультуры для 5 и 6 классов. Каждый день с шести часов вечера - занятия в секциях. Ребята активно приходят в наш спорткомплекс. В школьном спортзале проводим только уроки.
- Какого уровня подготовленности ребенка добиваетесь?
- На уроках физкультуры мы выполняем стандарт общего образования. Ученик должен выполнять определенные нормативы по физической подготовке. Одними из основных являются игровые виды спорта, правила и элементы которых школьники усваивают на уроках. Кроме этого, некоторые по желанию посещают секции в спорткомплексе, это стрельба из лука и вольная борьба.
- Есть ли дети, освобожденные от урока физкультуры?
- В школе освобожденных от урока двое. У одного травма головы, у второго травма ноги. Но их трудно остановить, дети не могут не двигаться, не общаться. У нас, в сельской местности, других развлечений нет, поэтому мы не запрещаем им по возможности заниматься физкультурой. На урок физкультуры приходят все.
- Учителем физкультуры чаще становятся юноши. Почему Вы выбрали эту профессию?
- Еще в школе мне нравилось играть в волейбол, баскетбол. Нравилась спортивная среда. Тогда для себя решила, что буду поступать на спортивный факультет. В 2000 году я окончила Сибирскую академию физической культуры и спорта в г.Омск. До академии окончила Иркутский техникум физкультуры. И уже тогда некоторые девушки выбирали профессию физрука, мы составляли одну треть нашей группы. Конечно, мужчине быть учителем физкультуры несколько легче. Очень часты выезды на соревнования, сборы. А у нас дом, семья, хозяйство. Мужчинам и со взрослыми мальчиками общаться привычнее. Тем не менее, у меня работа сложилась.
- Отличается работа учителя физкультуры сельской школы от работы в поселке, городе?
- Думаю, учитель физкультуры сельской школы должен быть третьим лицом в селе. Потому что все оздоровительные, спортивные мероприятия организует он. Летний праздник, все товарищеские встречи между поселениями и т.д. Это работа с людьми, нужно иметь организаторские качества. У нас в селе мероприятия организовываем совместно с главой села, с тренерами спорткомплекса. Я считаю, что быть учителем физкультуры большая ответственность. Через нас проходят поколения детей. Я, к примеру, работаю двенадцатый год. Ответственность огромная. Если выпускник здоров, освоил необходимые основы игр, выполняет нормативы, то он уверенно чувствует себя в вузе, может себя показать. Для него это большой плюс. Также и в жизни, где-нибудь на производстве он будет более активным, устойчивым.
- Как относятся домочадцы к Вашей работе?
- У нас с Володей двое детей. Дочь учится в пятом классе, сын нынче пойдет в первый класс. Володя очень много помогает мне по работе и по дому, часто возит меня по делам. У нас хозяйство большое, есть коровы, свиньи. Справляются, когда меня дома нет. Действительно, дома бываю мало. В этом году побывали на сборах, в течение двух недель в Хойто-Аге шла подготовка к «Найдал». Детей одних не отправишь, с ними не только заниматься, за ними смотреть надо. Мы стремимся участвовать во всех соревнованиях, которые проводятся в районе, округе. Главное не победа, главное – участие. Стараемся поддерживать активную жизненную позицию. В поездках дети становятся не только спортивными, но и практичными, подтянутыми, зорче смотрят на жизнь, на людей. Многие выпускники нашей школы работают в силовых структурах. Это тоже как-то оправдывает приложенные усилия.
- Пожелайте что-нибудь своим коллегам.
- В наше время быть учителем в сельской местности все-таки несколько сложнее, контингент учащихся ограничен, поэтому нам труднее сохранять конкурентоспособность. Хочу пожелать своим коллегам-физрукам не унывать, сохранять активную жизненную позицию, оптимизм в работе. Сейчас, в век информационных технологий, значение учителя физкультуры меняется. Дети в основном привязаны к компьютерам, а нам нужно добиваться, чтобы они сохраняли подвижность.
Анна Цыдыповна Насакдоржиева (на снимке) учителем физкультуры Кункурской средней школы работает двенадцать лет, возглавляет методобъединение учителей физкультуры Агинского района. Анна Цыдыповна поделилась с нами мыслями о своей работе.
- К весне у учителей физкультуры прибавляется забот...
- Да, весной обычно начинается подготовка к различным соревнованиям. В этом году будет проводиться окружная спартакиада школьников «Найдал». Она проходит один раз в два года. Поэтому все соревнования, сборы - в рамках подготовки к ней. Агинский район и ГО «Поселок Агинское» впервые представят на ней команды отдельно, то есть будут выступать команды сельских и поселковых школ. Конечно, проблема в том, что в сельских школах мало детей, нет выбора. В прошлое воскресенье мы участвовали в районном первенстве по футболу, в субботу ездили на соревнования по волейболу в Хойто-Агу, где традиционно разыгрывается кубок Дугара Батуева. В борьбе за третье место проиграли команде Таптаная. По школьной программе в четвертой четверти идет легкая атлетика, большую часть времени занимаемся на улице. Готовимся к эстафете газеты «Агинская правда», в которой мы участвуем из года в год. В ней забеги отдельно для юношей, для девушек. А у нас, например, в одиннадцатом классе пять мальчиков, в десятом двое, в девятом также двое. Трудно набрать команду. Наши ребята выступают во всех соревнованиях, практически по всем видам спорта.
- Бывает ли так, что с кем-то из учащихся Вы проводите индивидуальное занятие?
- Индивидуальных занятий не бывает. В сельской местности все дети занимаются физкультурой. В секции волейбола и баскетбола все стопроцентно записаны. В этом учебном году по базисному плану три часа физкультуры в неделю. Так как у нас малокомплектные классы, для проведения уроков совмещаем 10 и 11 классы. Также совместно проводим урок физкультуры для 5 и 6 классов. Каждый день с шести часов вечера - занятия в секциях. Ребята активно приходят в наш спорткомплекс. В школьном спортзале проводим только уроки.
- Какого уровня подготовленности ребенка добиваетесь?
- На уроках физкультуры мы выполняем стандарт общего образования. Ученик должен выполнять определенные нормативы по физической подготовке. Одними из основных являются игровые виды спорта, правила и элементы которых школьники усваивают на уроках. Кроме этого, некоторые по желанию посещают секции в спорткомплексе, это стрельба из лука и вольная борьба.
- Есть ли дети, освобожденные от урока физкультуры?
- В школе освобожденных от урока двое. У одного травма головы, у второго травма ноги. Но их трудно остановить, дети не могут не двигаться, не общаться. У нас, в сельской местности, других развлечений нет, поэтому мы не запрещаем им по возможности заниматься физкультурой. На урок физкультуры приходят все.
- Учителем физкультуры чаще становятся юноши. Почему Вы выбрали эту профессию?
- Еще в школе мне нравилось играть в волейбол, баскетбол. Нравилась спортивная среда. Тогда для себя решила, что буду поступать на спортивный факультет. В 2000 году я окончила Сибирскую академию физической культуры и спорта в г.Омск. До академии окончила Иркутский техникум физкультуры. И уже тогда некоторые девушки выбирали профессию физрука, мы составляли одну треть нашей группы. Конечно, мужчине быть учителем физкультуры несколько легче. Очень часты выезды на соревнования, сборы. А у нас дом, семья, хозяйство. Мужчинам и со взрослыми мальчиками общаться привычнее. Тем не менее, у меня работа сложилась.
- Отличается работа учителя физкультуры сельской школы от работы в поселке, городе?
- Думаю, учитель физкультуры сельской школы должен быть третьим лицом в селе. Потому что все оздоровительные, спортивные мероприятия организует он. Летний праздник, все товарищеские встречи между поселениями и т.д. Это работа с людьми, нужно иметь организаторские качества. У нас в селе мероприятия организовываем совместно с главой села, с тренерами спорткомплекса. Я считаю, что быть учителем физкультуры большая ответственность. Через нас проходят поколения детей. Я, к примеру, работаю двенадцатый год. Ответственность огромная. Если выпускник здоров, освоил необходимые основы игр, выполняет нормативы, то он уверенно чувствует себя в вузе, может себя показать. Для него это большой плюс. Также и в жизни, где-нибудь на производстве он будет более активным, устойчивым.
- Как относятся домочадцы к Вашей работе?
- У нас с Володей двое детей. Дочь учится в пятом классе, сын нынче пойдет в первый класс. Володя очень много помогает мне по работе и по дому, часто возит меня по делам. У нас хозяйство большое, есть коровы, свиньи. Справляются, когда меня дома нет. Действительно, дома бываю мало. В этом году побывали на сборах, в течение двух недель в Хойто-Аге шла подготовка к «Найдал». Детей одних не отправишь, с ними не только заниматься, за ними смотреть надо. Мы стремимся участвовать во всех соревнованиях, которые проводятся в районе, округе. Главное не победа, главное – участие. Стараемся поддерживать активную жизненную позицию. В поездках дети становятся не только спортивными, но и практичными, подтянутыми, зорче смотрят на жизнь, на людей. Многие выпускники нашей школы работают в силовых структурах. Это тоже как-то оправдывает приложенные усилия.
- Пожелайте что-нибудь своим коллегам.
- В наше время быть учителем в сельской местности все-таки несколько сложнее, контингент учащихся ограничен, поэтому нам труднее сохранять конкурентоспособность. Хочу пожелать своим коллегам-физрукам не унывать, сохранять активную жизненную позицию, оптимизм в работе. Сейчас, в век информационных технологий, значение учителя физкультуры меняется. Дети в основном привязаны к компьютерам, а нам нужно добиваться, чтобы они сохраняли подвижность.
Д.ГЫНИНОВА.