Александр Золотарев: «Наш труд не оценивается по достоинству»
В степном Боржигантае работает одно из крепких базовых хозяйств Агинского Бурятского округа – агроплемкооператив «Боржигантай», и сегодня здесь стараются не терять традиций, заложенных еще в советские годы. Недавно мы побывали в этом хозяйстве и встретились с его председателем Александром Валерьевичем Золотаревым.
- Зимовка завершается. Как она проходила в вашем хозяйстве? Как идет окотная кампания?
- Этой зимой, довольно благоприятной для животноводов, в нашем хозяйстве перезимовало около пятисот голов крупного рогатого скота, две с половиной тысячи овец, из которых полторы тысячи - матки забайкальской тонкорунной породы, ведь наше хозяйство два года назад имело статус племенного. Тогда из-за бруцеллеза поголовье овец резко снизилось, и мы потеряли статус племрепродуктора. Но сейчас мы снова можем претендовать на этот статус, поголовье позволяет это.
На сегодняшний день окот на отарах идет к завершению. В прошлом году нашими животноводами было получено по 82 ягненка от сотни овцематок, и в этом году мы намерены получить столько же ягнят, если не больше. В прошлом году неплохо поработали чабанские семьи Владимира Дармабадараева, чабана Мункоболота Борогоева, также показывают стабильные результаты братья Сергей и Александр Коробейниковы. На гуртах, где трудятся скотники Сунцова с Золотухиным, Петруевы, Золотаревы, Филипповы, также продолжается отел, будет получено достаточно телят. Разводим в хозяйстве также свиней, есть своя свиноферма, где работают свинари Зимбеков и Затулева, правда, ферма приспособленная. На начало года было сто одиннадцать свиней, здесь также, я думаю, получим неплохой приплод поросят. Есть пасека, которую мы отдали в аренду частнику, там перезимовало сорок пять семей пчел. С аренды пасеки мы имеем небольшую отдачу. Неплохо трудятся табунщики Александр Никитин и Валерий Суханов, они смотрят за табуном в двести голов лошадей.
- Александр Валерьевич, как относитесь к реформированию сельского хозяйства?
- Честно говоря, я не сторонник фермерства, ведь испокон веков на нашей земле люди жили скажем так, гуртом, работали сообща. Сегодня в Боржигантае нет фермеров. Правда, у частников в личных подсобных хозяйствах много скота, но почему-то никто не оформляется. Сейчас в нашем хозяйстве трудятся более пятидесяти человек, правда, это все люди старшего возраста - те, кому за сорок лет, молодых нет, молодежь уезжает из села в поисках лучшей доли. Вся земля у нас в аренде, ведь мы были племенным хозяйством, и паев, как таковых, не было. Оформление собственности на землю требует много средств - ее кадастровая стоимость составляет двести семьдесят миллионов рублей, поэтому мы взяли в аренду землю у района.
Сейчас люди как-то пытаются вернуть свои права, восстановить паи, не знаю, как это у них получится. А в данный момент частники, те, кто работают на земле, берут ее в субаренду и работают, вроде бы проблем никаких нет. К нам приезжают из соседних сел, к примеру, из Усть-Нарина фермеры просят землю, и мы отдаем ее в субаренду. Наши соседи из Могойтуйского совхоза также взяли у нас одну животноводческую стоянку, оборудовали ее, подвели электричество, попытались пробурить скважину, но не нашли воду.
- Не за горами горячая пора весеннего сева…
- Нами подготовлена тысяча гектаров паров, хотим посеять поровну пшеницу и овес. Готовимся к посевной, закупаем ГСМ, запчасти, ремонтируем технику, скоро механизаторы займутся обустройством полевого стана. С механизированным звеном у нас имеется договор на хозрасчетной основе, при определенном урожае им идет десять процентов от выращенного урожая. Если урожай, скажем, выше 12-ти центнеров с гектара, то процент дохода механизаторов, полеводов выше. Звено из двадцати человек возглавляет опытный механизатор Виктор Алексеевич Бочаров.
В прошлом году в связи с засухой у нас было списано около 400 га посевов на зеленку, в целом по итогам уборки было намолочено 960 тонн зерновых, часть урожая - сто восемьдесят тонн зерна - ушла на натуроплату, двести тонн заложили на семена, часть на фураж, и немного зерна сдали в могойтуйский «Агроэликс».
- Александр Валерьевич, вернемся к вашим животноводческим стоянкам. Я помню по прежним командировкам, что у вас были большие проблемы с электричеством?
- Электричество у нас только на трех стоянках, на остальных животноводы живут много лет без света. В девяностых годах прошлого столетия появились «добрые люди», растащившие сначала провода, потом столбы пропали, вообщем-то, сами виноваты, что остались без электролиний. На стоянках животноводов есть бензоэлектрогенераторы, на шести пробурены скважины, так что проблем с водопоением скота нет, на остальные стоянки мы подвозим воду.
Вообщем-то, затрат у нас много, поэтому, я думаю, что надо создавать совместное предприятие с кем-то, согласным инвестировать средства в сельскохозяйственное производство, и чтобы был рынок сбыта сельхозпродукции.
Еще мне хотелось сказать о том, что сейчас нас волнует – необоснованное увеличение в одностороннем порядке процентной ставки по кредиту в Россельхозбанке. Нам недавно пришло уведомление из банка об этом. Мы брали кредит в банке – 4,4 миллиона рублей - на приобретение посевного комплекса «Агромастер», двух тракторов МТЗ-82 и одного трактора МТЗ-1221, нам оставалось еще выплатить миллион триста тысяч рублей. К сожалению, обещанные субсидии из краевого и федерального бюджетов за приобретенную сельхозтехнику так и не поступили до конца, ведь мы приобретали еще два комбайна «Енисей» в «Читарегионопре» и два «Джондира» китайского производства, за которые еще не рассчитались. Поступали бы субсидии вовремя, мы бы расплачивались за приобретенную технику понемногу, ведь любой процесс в сельском хозяйстве – дело не одного дня, а если говорить о животноводстве, то и не одного года. Хозяйство несет немалые расходы, не получая при этом никакой отдачи. Единственное, на что ропщут сельчане, так это на погодные условия последних лет, когда все сушит, да и на невнимание к труду аграриев, когда труд не оценивается по достоинству.
Базаржаб РИНЧИНОВ,
фото Сергея ДОРЖИЕВА, и из интернета.