Алдар Будажапов: «Развиваем IT-направление...»
Эксперты говорят: в ближайшем будущем самыми востребованными станут IT-профессии. Это подтверждает директор Агинской средней общеобразовательной школы №1 А.Б.Будажапов (на снимке), на базе которой в скором времени откроется центр «IT-Cube». Об этом и многом другом читайте в интервью.
- Алдар Батомункуевич, расскажите о коллективе школы.
- На сегодня в школе числятся 117 сотрудников, на данный момент работают 112, остальные находятся в отпуске по уходу за детьми, декретном и так далее. 72 педагога, восемь сотрудников административно-управленческого персонала, остальные сотрудники - учебно-вспомогательный и техперсонал. Среди педагогов есть кандидаты наук, учителя высшей категории, федеральные эксперты ЕГЭ по русскому языку, химии, математике. Коллектив достаточно молодой – средний возраст 35-36 лет. Сейчас нам требуются два учителя в начальную школу, вакансии открыты. Подали заявку в программу «Земский учитель» на 2022 год. В школе обучаются 1223 ребенка. Согласно Указу Президента РФ у нас организовано бесплатное питание для учащихся начальных классов на сумму 82 рубля. Остальные питаются на 45 рублей, в том числе, дети со справкой на бесплатное питание. В меню входят горячее питание, первое, второе, салаты, фрукты, компот. Мы в выигрыше по сравнению с другими школами, потому что у нас есть свой участок на Станции юннатов, где мы высаживаем картофель, морковь, капусту, свеклу и другие овощи. Это здорово экономит нам средства. Дети довольны питанием.
- Какие направления развиваются в школе?
- Агинская средняя школа №1 является краевым региональным ресурсным центром по трем направлениям: этнокультурное (бурятская культура и традиции), информационно-коммуникационные технологии (IT-направление) и развивающее обучение в начальной школе по системе Давыдова. По этнокультурному направлению проводятся разные проекты. Например, «Эсэгын hургаал», «Эхын hургаал», мероприятия в дни празднования Сагаалгана. Буквально 24-го числа школьный ансамбль будет защищать свой проект по традиционным бурятским танцам для того, чтобы получить звание «Образцовый хореографический ансамбль». Наш ученик шестого класса Булат Дондоков стал призером международного фестиваля «Юный Будамшуу», а ученица одиннадцатого класса Янжима Батуева завоевала титул «Дангина», они представят городской округ «Поселок Агинское» на «Алтаргане» этим летом. Охватываем все направления дополнительного образования: естественно-научное, спорт и здоровье, инженерно-техническое. Дети участвуют в разных конкурсах, конференциях, становятся призерами и победителями. На днях завершился всероссийский этап «Шаг в будущее», где шестиклассник Максар Дашижапов занял второе место по 3D-моделированию. В позапрошлом году Света Эрдынеева становилась финалистом регионального этапа «Шаг в будущее», после ее пригласили на международный инженерный фестиваль в Мексику. К сожалению, из-за ограничительных мер выехать в столицу Мексики нам не удалось.
- Насколько мне известно, школа выиграла грант по IT-направлению?
- Верно. Мы написали грант по внедрению технологий виртуальной и дополненной реальности VR-AR. В мае пришел результат – выиграли сумму три млн.рублей, из них федеральная субсидия составила два млн. 880 тыс.рублей, 120 тыс.руб. – софинансирование. Четыре педагога выезжали в Москву, где в рамках проекта «Кадры для цифровой экономики» обучались разработке виртуальной и дополненной реальности. Проект направлен на развитие цифровых компетентностей и софт-скиллс. Кроме того, мы связываем цифровые технологии с бурятской культурой. К примеру, дети создают компьютерное моделирование и распечатывают на 3D-принтере макеты юрт, бууз, традиционных нарядов и так далее. В прошлом году ученики нашей школы стали призерами и победителями московского хакатона в рамках проекта «Навыки будущего», регионального и всероссийского этапов НПК «Шаг в будущее». Дети выезжали на стажировку в компанию «Элиго Вижн» г.Москва.
- Скоро планируется открытие цифровой площадки?
- Да. В сентябре мы откроем на базе нашей школы центр «IT-Cube». На днях завершились торги на поставку оборудования на сумму более 11 млн.рублей. В «IT-Cube» будет шесть направлений: мобильная разработка, алгоритмика, VR-AR-технологии, программирование, работа с большими данными и кибергигиена.
На сегодня проведена реконструкция третьего этажа здания школы в соответствии с требованиями брендбука и зонирования помещений на сумму четыре млн. 285 тысяч 876 рублей. «IT-Cube» – инновационная площадка дополнительного образования детей, направленная на развитие знаний и навыков в области программирования - объединит опытных наставников и начинающих разработчиков от семи до 18 лет не только нашей школы, но и всего округа, края.
- Наверное, с дистанционным обучением у вас проблем не возникает?
- В нашей школе один из лучших опытов по дистанционному обучению в Забайкальском крае. Решению задач цифровизации в школе способствовала системная, целенаправленная реализация программы развития школы как регионального ресурсного центра по созданию единой информационной среды, начатая еще в 2013 году.
Дело в том, что в качестве основной платформы для реализации цифрового обучения нами выбран сервис «Google Класс», и каждый ребенок, учитель и родитель имеют свой персональный аккаунт, который находится на хостинге aginskhost.ru. Здесь учителями создается авторский контент, интерактивные модули с заданиями для отслеживания результатов обучения. Учитель имеет возможность установить сроки сдачи, автоматически синхронизирующиеся с календарем обучающегося класса и учителя. Для каждого задания выставлены шкалы и критерии оценивания. Таким образом, ученик видит, за что и какую оценку он получит. В «Google class room» используется ряд других сервисов: «Google Meet» - для организации онлайн-видеоконференций, если в Skype и Zoom есть ограничение по времени, то здесь такого нет, сервисы для планирования и четкой организации онлайн-уроков, сроков сдачи домашних работ, интерактивная доска. Активно используются учителями «Google Maps», где они создают собственные интер-
активные карты, «Google body», где изучаются естественно-научные дисциплины, в том числе, изучение анатомии человека и так далее. Данные сервисы и корпоративное обучение позволили организовать эффективное взаимодействие педагогов, учащихся, родителей в условиях дистанционного обучения, вместе с тем, возникали технические, социальные и профессиональные проблемы. Для учителей были созданы дополнительные рабочие места в школе для проведения онлайн-уроков, выданы персональные компьютеры и смартфоны учащимся. Проводились еженедельно мастер-классы, семинары ведущих учителей.
- Сотрудничаете с вузами страны?
- У нас есть договоры о сотрудничестве с институтом в Севастополе, Восточно-Сибирским технологическим университетом г.Улан-Удэ, Забайкальским государственным университетом г.Чита и онлайн-школой «Фоксфорд» г.Москва. Последние два года сорок процентов наших выпускников поступают в вузы именно цифрового, инженерно-технического направления: МГТУ им.Баумана, НГТУ, ТУСУР и другие. В основном, обучаются на космических факультетах и IT-направлениях. Довольно хорошо учатся, мы ими гордимся.
- Спасибо за беседу.
Справка: Алдар Будажапов родился в 1989 году. Имеет высшее физико-техническое образование, окончил ЗабГПУ им.Н.Г.Чернышевского по специальности «Физика и техника оптической связи». Преподает информатику. Женат, трое детей.
Елена АБИДУЕВА.
Фото Саяна ДАШИЕВА.