Агинское педагогическое училище в годы войны
Без маленьких крупинок истории регионального образования не было бы истории образования нашего государства. В данном случае также следует отметить, что без отдельных образовательных учреждений, и, что главное, без людей, которые преподавали и занимались разного рода деятельностью в маленьких и больших образовательных учреждениях отдельных областей государства, не было бы истории образования этого государства. Поэтому данная статья является значимой и актуальной. Так же следует отметить, что теоретическая и практическая значимость обусловлена тем, что материал по данной теме исследования полностью основан на архивных данных.
Одно из самых значитель-
ных мест в истории образования на Агинской земле по праву занимает государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования – Агинский педагогический колледж имени Базара Ринчино, который известен ранее как Агинское педагогическое училище.
Данное учебное заведение было образованно в 1930 году. Педагогическому училищу в селе Агинское, также, как и профессионально-педагогическим учебным заведениям Забайкалья в Чите, Сретенске и Петровск-Забайкальском, уделялось огромное внимание.
Относительно данного вывода следует особо выделить, что в то время народное образование Забайкалья находилось в сложном положении. Показательной для характеристики ситуации является докладная записка в отдел школ и науки ЦК ВКП(б). В документе указано, что в области недостает 2770 педагогов. Поэтому внимание к профессиональному педагогическому образованию в то время вполне объяснимо.
И именно поэтому материальная база Агинского педагогического училища в предвоенный период времени находилась в довольно неплохом состоянии. Образовательное учреждение имело типовой для педагогических училищ того времени учебный корпус. В самом здании имелись 16 помещений, из которых были отдельные залы для занятий физкультурой, зрительный зал, библиотека, четыре помещения значились как административные (учительская, учебная часть очного отделения, учебная часть заочного отделения и директорская). Остальные помещения были отведены для занятий.
На территории педучилища были построены два здания, в которых располагались общежития вместительностью на 40 человек. Они полностью были обеспечены постельными принадлежностями и необходимой мебелью. Для поддержания порядка в каждом общежитии назначался староста. Кроме этого на территории образовательного учреждения располагалась столовая. В столовой одновременно могли питаться от 40 до 60 человек.
Снабжение продуктами питания в столовую решением окружного исполнительного комитета ВКП(б) Агинского Бурят-Монгольского национального округа было возложено на окружной потребительский союз и местные подшефные колхозы. Для обеспечения столовой мясом в педагогическом училище функционировало подсобное хозяйство. Имелась своя конюшня на пять лошадей, которые в основном использовались для хозяйственных нужд как гужевой транспорт.
Весной 1941 года Агинскому педагогическому училищу в целях обеспечения учащихся и преподавателей образовательного учреждения сельскохозяйственными продуктами был выделен участок площадью в 1,5 га. Летом 1941 года в училище был запланирован капитальный ремонт учебного корпуса, общежития и столовой. Даже была составлена смета на приобретение строительного материала и необходимого строительного оборудования.
В первой половине июня 1941 года заканчивались переводные и выпускные экзамены. Выпускной вечер был запланирован на 22 июня, на котором выпускникам были вручены дипломы об окончании учебного заведения. Всего получили дипломы об окончания училища 22 человека. Выпускники и преподаватели строили свои планы. Но начавшаяся война внесла свои коррективы, преподавателям были отменены отпуска. Запланированная августовская конференция преподавателей педагогических училищ в г. Сретенске тоже была отменена.
Вся распланированная мирная жизнь стала подчиняться ритму военного времени. Учитывая, что в скором времени будет намного труднее, директор педучилища И.П.Ефанов, не дожидаясь санного пути, летом на телегах гужевым транспортом силами преподавателей вывозит 400 кубометров дров. Несмотря на создавшиеся трудности окружного масштаба, на очередном заседании исполкома окружного Совета депутатов трудящихся Агинского Бурят-Монгольского национального округа было решено помочь педагогическому училищу вывезти уголь в количестве трех вагонов со станции Могойтуй автотранспортом к 15 августа 1941 года.
Ввиду не проведенного своевременно капитального ремонта Агинскому промкомбинату было поручено выделить педагогическому училищу 5000 шт. кирпича для ремонта печей и стройматериалы, олифу, оконное стекло, паклю, гвозди и т.д. для ремонта учебного корпуса, столовой и общежития. Председателю Агинского райисполкома т. Аюшиеву вменялось в обязанность принять меры для расселения студентов педучилища по квартирам в с. Агинское.
В связи с тем, что большинство преподавателей Агинского педагогического училища летом 1941 года были призваны в ряды Красной Армии, штат преподавательского состава составлял восемь человек. Из них шестеро имели высшее образование и двое незаконченное высшее. Для того времени это был очень высокий показатель. Учитывая реалии военного периода времени, ограничивающие возможность созыва заочников на сессии и консультации, а также подчиняясь приказу Народного Комиссара Просвещения РСФСР №61-к от 21 ноября 1941 года, преподаватели педучилища сосредоточили внимание на организации самостоятельной работы студентов-заочников на дому.
Согласно архивным данным,
на 1 августа 1941 года было охвачено студентов заочного отделения – 71 человек при общем подлежащем охвате 74 человека. Из них: на первом курсе 26; на втором – 34 и на третьем - 11 человек. Но война порождала все новые и новые трудности, решать которые в условиях народного образования приходилось учителям. Согласно отчетов заведующих школ Агинского Бурят-Монгольского национального округа, в школах только в первые годы войны наблюдается большой отсев учащихся.
Следует добавить и то, что многие студенты-заочники были призваны в ряды РККА. Именно сложившаяся ситуация того времени послужила причиной того, что большинство студентов-заочников не приступили к занятиям в период с осени 1941 года по осень 1943 года. Например, по данным отчета о работе школ Дульдургинского районного отдела народного образования за 1942/1943 учебный год при плане обучения заочников в 20 человек выехало в Агинское педагогическое училище семь учителей-заочников.
На одном из заседаний исполнительного комитета окружного совета депутатов трудящихся 5 июня 1943 года заслушивался вопрос «О проведении экзаменационной сессии учителей-заочников Агинского национального округа». Путем голосования единогласно было установлено: «В соответствии с решением исполнительного комитета областного Совета депутатов трудящихся за № 414 от 25 мая 1943 года провести летнюю учебно-экзаменационную сессию учителей-заочников при Агинском педучилище. За время сессии всем учителям-заочникам выплатить зарплату за июнь месяц, освободить от мобилизации на сельскохозяйственные работы и от работы в школе. Обязать председателя окрпотребсоюза т. Масленникова и завторготделом ОПС т. Компанеец обеспечить всех прибывших на сессию учителей-заочников бесперебойным питанием в закрытой столовой по установленным нормам. Заведующему окружным отделом народного образования т. Балдано обеспечить своевременную и полную явку учителей-заочников округа, подготовить помещения, снабдить необходимыми учебными пособиями, обеспечить преподавательским составом. Председателям райисполкомов обеспечить учителей-заочников средствами передвижения. Проверку исполнения настоящего решения возложить на заместителя председателя окрисполкома т. Дашиеву».
А в 1943/1944 учебном году директору Агинского педагогического училища было предписано полностью охватить зачетно-консультационной сессией педучилища всех учителей учебных заведений округа, не имеющих среднего образования.
Занятия со студентами-очни-
ками в Агинском педагогическом училище начались с большим опозданием 1 октября 1941 года. Учебный план педагогического училища полностью подчинялся нормативным документам того времени, ориентированным на учебные заведения данной профессионально-образовательной сферы.
Так как Агинское педагогическое училище было ориентировано «на подготовку кадров для национальных школ в населенных пунктах с компактным проживанием бурятского населения», то учащиеся национальных классов дополнительно изучали родной язык устно и письменно. Русский язык и литературу во вторых и третьих классах преподавал Н.А.Алсаев.
Русский язык и литературу -А.С.Еврейская, физику и математику - М.Т.Хамаганова, историю - директор училища
И.П.Ефанов, с 1942 года -
С.О.Симонова, психологию и педагогику - П.Е.Гапоненко, географию и теоретическую арифметику - Д.Г.Гомбоин, химию и естествознание - К.Ф.Лопухова.
Большое внимание в Агинском педагогическом училище уделялось педагогической практике. Для проведения пассивной практики (наблюдение уроков) и активной практики (дача пробных уроков) в начале каждого учебного года заключались договора с Агинскими начальной и средней школами.
Из общего числа студентов
на декабрь 1941 года восемь человек были агинчанами и 107 - иногородними. 51 человек из числа иногородних студентов проживали на квартирах в с.Агинское. Ввиду того, что одно здание общежития было отдано под воинскую часть, из числа иногородних студентов 56 человек проживали в общежитии. Также под общежитие для студентов были приспособлены три помещения учебного корпуса, два помещения были отданы под квартиру преподавателям и одно помещение было отдано под квартиру техническому работнику.
Учитывая, что еще четыре помещения учебного корпуса использовались как административные и одно помещение использовалось как библиотека, можно сказать, что с января 1942 года только в пяти помещениях учебного корпуса проходили учебные занятия. Такая скученность не могла не отразиться на качестве учебного процесса, о чем свидетельствуют архивные данные.
В статистическом отчете Агинского педагогического училища за 1941/1942 учебный год отмечено: «Всего обучались на конец учебного года на первом курсе 24 студента, на втором курсе 26 студентов и на третьем курсе 28 студентов. Всего – 78.
М.Кряжев,
преподаватель
ГАОУ СПО «Агинский педагогический колледж им.Базара Ринчино»,
отличник народного просвещения, кандидат
педагогических наук.