Главная » 2023 » Декабрь » 23 » Агинский дацан

Агинский дацан

23.12.2023 в 11:50 просмотров: 320 комментариев: 0 Культура

Словами не передать атмосферу этого места, аромат соснового бора, пение птиц. Агинский дацан - место душевного спокойствия, умиротворенности и гармонии с окружающим миром. Мне очень нравится здесь. Каждый верующий, заходя в дацан, получает особую энергию, приводит в гармонию свое душевное состояние, отдыхает от мирских проблем. Мы с семьёй часто посещаем дацан, чтобы помолиться небесным защитникам во здравие всех живых существ, делаем большое и малое гороо, сидим на молебнах, чтоб у всех все было хорошо. 

Бабушка Цындыма (нагаса эжы) учит нас делать с малых лет благодеяния (буян хэхэ багаhaa), помогать людям, накапливать добрые дела, улучшать карму, мою маму Баярму так же учила моя прабабушка Бутит. Ведь нас учат, чтобы мы не забывали обычаи и традиции своих предков, передавали их дальше. Заходя на территорию дацана, можно увидеть цветные фигуры божеств и животных, красоту природы, главный соборный храм, или место собрания лам - Согчен-дуган. Территория дацана, помимо забора, обозначается молитвенными флагами из разноцветной материи (дарцог), молитвенными цилиндрами (хурдэ), деревянными подставками для сосуда с воскурениями и лампадами (тахилай модон). Агинский дацан «Дэчен Лхундублинг» считается обителью спонтанной реализации великого блаженства. 
В 1811-1816-х годах был построен Агинский дацан в местности Булактуй, напротив горы Улиртуй на левобережье реки Ага. Чтобы определить место строительства дацана, буряты пригласили тайшу Галсана Мархаева. Перед тем как выбрать место строительства, ему приснился сон, где он слышал молебен, смех лам и лай собак. Дацан был освящен в 1816 году и получил такое название в честь Дырестуйского дацана. Первоначально состоял из Согчен-дугана и четырех аймачных сумэ: Чойра (Дара эхэ, 1811 г.), Дуйнхор (1811 г.), Манла (1816 г.) и Гунриг (1816 г.). 
В 1884 году при дацане был открыт медицинский факультет, основателями которого стали братья Лубсан-Доржи и Ринчин-Самбу Данжиновы. Появление первых лам в агинской степи относится к концу XVIII века, когда из Агинского дацана, основанного в 1795 году, сюда откочевали представители хоринских родов. В документе 1875 года «Распределение приходов 34 дацанов Восточной Сибири» были определены границы Агинского дацана. 
В послереволюционное время настали сложные времена для буддийского духовенства. Аресты в Агинском дацане начались в 1930 году, и к концу 1937 года в нём осталось 32 ламы. В конце 1930-х годов дацан был закрыт, и большинство зданий разобрано, а уцелевшие использовались под туберкулёзный и наркологический диспансеры. Принадлежавшие монастырю предметы культа и религиозного искусства пополнили экспозиции и фонды музеев Москвы, Ленинграда, Улан-Удэ. Оставшееся имущество подверглось разграблению. В январе 1938 года оставшихся лам увезли в Читу, где в скором времени расстреляли. Дацан официально был закрыт, но в нём оставались огромные ценности как религиозного, так и общекультурного и художественного значения. В 1940 году на территории монастыря была временно размещена воинская часть. 
После окончания войны, в 1946 году Агинский дацан был вновь открыт. В 1991 году его посетил и освятил Далай-лама ХIV Тензин Гьяцо. В январе 2004 года, после 70-летнего перерыва и десятилетней реставрации в Согчен-дугане был проведён первый хурал. В 2005 году полностью восстановлена 22-метровая ступа «Юндэн Шодон» («Ступа примирения»), построены дуган «Зула» и восемь священных ступ. 
С 1993 года функционирует духовное образовательное учреждение - Агинская Буддийская академия, в которой студентов обучают буддийской философии, медицине и живописи, постигается искусство лекаря. Ламы используют знания, переданные от предшественников. 

Интервью с пресс-секретарём Агинского дацана Цыдып-ламой 

- Кого мы считаем сахюусанами? 

- Сахюусан - это божество гневного вида, взявшее клятву защищать Учение Будды. Они бывают двух видов: мирской и надмирской. 
Мирской и надмирской сахюусаны отличаются отсутствием или наличием Ока мудрости, то есть, отсутствием или наличием помутнений. Надмирской сахюусан, в основном, преследует конечную цель, то есть, он защищает и помогает в освобождении из Сансары, достижения Всеведения. Божествами-хранителями Агинского дацана являются Жамсаран и Лхама сахюусаны. Жамсаран переводится с тибетского языка как брат и сестра (монг. - эгэчэ дуу хоер). На изображении танка он с мечом, рядом на волке сидит сестра его и военачальник на медведе. 
Жамсаран-сахюусан считается защитником воинов. Есть одна версия, где Будда Шакьямуни рассказывал, что в одной прошлой жизни провел диспут со своим братом, который не верил в его Учение, тогда в диспуте с младшим братом он победил и сказал, что в следующей жизни он будет защитником его Учения. Он родился Жамсаран-сахюусаном – Защитником Учения, вот уже более 200 лет. 

- Какие молебны проводятся в Агинском дацане? 

- В дацане проводятся малые и большие молебны. Монлам Ченмо - большой новогодний хурал, проводится в течение 15 дней, первого весеннего месяца по лунному календарю (бур. - Сагаан hapa). Это хурал, начинающий годовой цикл больших и малых молебнов в буддийских дацанах. Он учреждён ламой Цонкапой и назван Монлам Ченмо в память о том, что в эти дни Будда победил тиртхиков и совершил чудеса. Читают молитвы, хвалебные гимны божествам и произносят пожелания счастья и благополучия всем в наступающем году. Во время хурала верующие молятся за усопших родственников, близких людей с пожеланиями обретения ими благоприятной жизни в следующем рождении. 
Дугжууба - это особый ритуал очищения, он проводится в канун Лосара для устранения всех помех, всего плохого, для того, чтобы в новом году человек обрел благополучие, счастье, здоровье. На хурале совершается поклонение и подношение Защитнику Дхармарадже (тиб. - «Чойгьял», бур. - «Чойжил-сахюусан»), также сжигается «сор», который символизирует всё негативное и отрицательное.  Дугжууба проводится 29-го числа последнего лунного месяца в канун Нового года. Хурал посвящен десяти Защитникам Учения: Джигжед, Чагдор, Гонпо, Чойгьял, Палден Лхамо, Намсарай, Гонкар, Чамсин, Шалши, Цамба, им подносят дары и читают хвалебные гимны. Люди, участвующие в молебне, просят их о защите и покровительстве. Хурал проводится для восстановления обетов. 
Цедор Лхамо-хурал посвящен Защитнице Палден Лхамо. Он проводится на рассвете первого дня Нового года по лунному календарю. Последний день года до рассвета является особым временем - временем Палден Лхамо. Для неё готовят и красиво расставляют подношения, читают молитвы, обращаются к ней с просьбами о даровании здоровья, счастья, богатства и всего доброго в наступающем году. В этот час она нисходит на Землю, обходит её и дарует всем обратившимся к ней своё благословение. Поэтому у верующих Новый год начинается на рассвете, когда они встречают Защитницу Палден Лхамо. 
«Намдаг сан», «Хий мориной сан». Когда царь Трисонг Децен строил монастырь Самье, у него возникли большие сложности. Недовольные хозяева местности и наги, хозяева воды, разрушали за ночь всё построенное в течение дня и поражали людей, занятых строительством, внезапными болезнями. Царь обратился за помощью к великому Падмасамбхаве. Приехав, Падмасамбхава проявил себя в гневном виде и силой заставил хозяев местности взять обязательство помогать последователям буддийского Учения. По завершении строительства монастыря был выполнен ритуал «Намдаг сан», на котором возжигались благовония в качестве подношения приглашённым хозяевам местности и нагам. На хурале «Намдаг сан» верующие сначала обращаются с просьбами к Учителям, Будде, бодхисаттвам, защитникам буддийского Учения и уже потом к хозяевам местнос-
ти. «Намдаг сан» читают для благоприятствования в дальней дороге, успехов в работе и учёбе, привлечения удачи и здоровья. В день проведения молебна можно вывешивать молитвенные флажки - Лунгта (бур. -  хий морин, рус. - конь ветра). 
Дуйнхор-хурал (молебен Калачакры) проводится в день, когда Будда Шакьямуни даровал Учение Калачакры в стране Шамбала. Это 15-й день третьего месяца по лунному календарю. Участие в молебне дарует благо всем живым существам, гармонизирует внешний и внутренний мир человека, оставляет благой отпечаток для будущих рождений, даёт верующим возможность перерождения в стране Шамбала, где можно быстро достичь Просветления. 
Дончод - название хурала переводится как праздник тысячи подношений и проводится 15-го числа первого летнего месяца по лунному календарю. В этот особенный день произошли три важных события в земной жизни Будды Шакьямуни - Рождение, Просветление, Уход в Паринирвану, в ознаменование этого проводится большой хурал, на котором ламы читают сутры из Кангьюра. 
Майдари-хурал посвящен Будде Грядущего - Майтрее. Он проводится четвёртого числа последнего летнего месяца. В этот день из дацана торжественно выносят статую Будды Майтреи и ставят на колесницу, запряжённую конем, украшенным зелёной попоной. Согласно текстам, цвет коня Будды Майтреи - зелёный. Вся праздничная процессия (ламы в ритуальных одеяниях и верующие), сопровождаемая звуками ритуальных музыкальных инструментов, торжественно обходит дацан. В священных сутрах сказано, что с приходом Будды Майтреи на земле наступит счастье и радость. Читается священная сутра «Поклонение и подношение Будде Майтрее». 
Лхабаб Дуйсэн-хурал проводится двадцать второго числа последнего осеннего месяца по лунному календарю в честь решения Будды обрести последнее земное рождение ради блага всех живых существ и открыть людям своё Учение. Его последователи возносят молитвы Учителям, читается текст «Найдан», который посвящен шестнадцати Архатам - ученикам Будды. 
Жамсаран-сахюусан - ритуал созерцания Защитника Прана Атмы вместе с подношением, покаянием, восхвалением и просьбой. Прана Атма (тиб. - Бегце Чамсин) - один из основных защитников буддизма. Хурал способствует устранению препятствий на пути и защищает от недоброжелателей, является покровителем всех, кто имеет отношение к оружию, в т.ч. воинов и др. 
Мандал Шива - ритуал подношения мандалы Таре. Мандал Шива посвящена Арья Таре (тиб. - Пагма Долма). Она проявляет активность и деятельное сострадание всех Будд и незамедлительно отзывается на молитвы всех страждущих. На хурале четырежды подносят мандалу - символ всех богатств Вселенной. Сначала мандалу подносят всем Учителям, Буддам и Бодхисаттвам, а затем три раза её подносят Арья Таре. Многократно читают молитву «Поклонение двадцати одной Таре». Выполняя ритуал подношения мандалы, люди накапливают большую добродетель. Мандал Шива очищает карму, способствует быстрому выздоровлению, созданию семьи, рождению детей, устранению препятствий, обретению благополучия. Для осуществления этих целей желательно присутствовать на хурале. 
Хамчу нагбо - чтение «Сутры утихомиривания ссор». Действие хурала Хамчу нагбо заключается в устранении скандалов, распрей, споров, конфликтов, вредных воздействий дня, месяца, года. В результате участия в хурале исчезают вредные мысли, зависть, злонамеренность, сглаз, прекращаются болезни. При регулярном участии в хурале исчезают вредоносные воздействия людей и духов. 
Сундуй - чтение собрания дхарани. Хурал очищает негативную карму, укрепляет жизненные силы и удлиняет жизнь. На этом хурале читают «Найман Гэгээн», «Доксун», «Доб-чин», «Зугдор гарнаг», «Намхай нинбо», «Дашидондоб», «Доржи нам-жим», «Доржи дэрэм», «Сайи нинбо», «Цэбэгмэдэй чого», «Норжунма» и другие. Эти молитвы заказывают для устранения препятствий, исправления мэнгэ (астрологический термин) года.
Цесун - чтение дхарани долголетия. Хурал устраняет факторы, препятствующие долгой жизни, укреплению здоровья. 
Алтан Гэрэл - чтение «Светой сутры Махаяны, Владыки Царей сутр», называемой «Золотой свет». Алтан Гэрэл - хурал, способствующий устранению помрачнения сознания, избавлению от различных видов страданий и обретению духовных и материальных благ, очищению неблагой кармы, закрытию дверей несчастий, причин преждевременной смерти, болезни, убытков, ссор. Устраняет препятствия при исполнении задуманного. 
Зула-хурал или праздник тысячи лампад (бур. - зула - светильник, лампада). Праздник отмечается в 25-й день первого зимнего месяца по лунному календарю. В буддизме это день памяти, ухода в Нирвану основателя тибетской школы Гелуг, реформатора философа Чже Цонкапы(1357-1419 гг.). 
Седьмого декабря 2023 года в Агинском дацане прошёл один из главных религиозных буддийских праздников - Зула хурал. Я с мамой и братьями побывала на Зула-хурале, разжигали лампадки во здравие всех живых существ. Мне очень нравится смотреть, как разгораются тысячи лампад. Они горят по-разному, одни спокойно, другие, как бы раскачиваясь дуновением ветра, это необычайно красиво. 
Агинский дацан за эти два столетия, пережив разные события, трудные моменты, остаётся самым священным местом и духовной опорой каждого верующего человека. Нашему дацану хочу пожелать процветания и могущества, достопочтенным ламам за их неутомимую деятельность благополучия, долголетия и крепкого здоровья! Да хранят нас Три драгоценности! Ом мани бадме хум!

Н.Норбоева, 
Амитхашинская СОШ.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES