Агинские купцы и лавочники
В Агинском в декабре 1840 года впервые была проведена торговая ярмарка, которая действовала целую неделю и впоследствии стала традиционной и ежегодной. В 1848 году уже в восьмой по счету участвовали восемь купцов, шесть мещан и цеховых, двадцать крестьян и большое количество инородцев.
На агинскую торговую ярмарку съезжались купцы, торговцы, представители фирм и деловые люди Забайкалья. Спешили в Агинское со своими товарами китайцы, монголы. Многие, особенно кочевники, везли для продажи и обмена кожу, шерсть, выделанную овчину, войлок, мясо. Китайцы доставляли мануфактуру, чай, пряности, сладости. Жившие по Онону, Аргуни, Нерче казаки привозили зерно, муку, выпечку, пушнину, рыбу, дичь.
Агинское – небольшое село - постепенно превращалось в опорный пункт торговли. С ним тесные связи имели купцы, торговцы, представители фирм и компаний Читы, Верхнеудинска, Нерчинска, Кяхты, Акши и других городов Забайкалья. В свою очередь агинцы были желанными гостями на всех ярмарках, проводимых в других местах. Считались надежными партнерами, активными продавцами и скупщиками товаров и сырья. А некоторые из них выставляли своих лошадей на бегах и становились обладателями призов.
Агинские купцы и лавочники не имели связей с кредиторами и ростовщиками, потому что по условиям ссуд и денежного долга предоставлялись средства под большие проценты. Все категории населения имели право заниматься свободной торговлей. Житель села Агинское Георгий Рассказов начал свое купеческое дело, имея пятьсот рублей, а довел уставной капитал до ста тысяч.
Солидным капиталом обладал Василий Аслезов, который в конце восьмидесятых годов XIX века со своей большой семьей (восемь детей) переехал из Верхнего Цасучея в Агинское. На Куошинской улице построил два добротных дома, открыл магазин и мясную лавку. Продавал мануфактуру (бязь, китайку, пестряди), чай (кирпичный, байховый, зеленый, жуляну) и другие товары повседневного спроса. Оказывал посильную материальную помощь церкви, школе, сельской общине, уплачивал налоги.
В селе Агинское своей красотой выделялся дом Митрофана Матвеевича Немерова – читинского купца первой гильдии из мещанского сословия. Затейливая ажурная резьба на карнизах и окнах говорила о том, что дом принадлежал крупному купцу. Не каждый домовладелец мог позволить себе такую роскошь. А вот состоятельные торговцы делали так, чтобы их магазины и ларьки привлекали своим необычным видом как можно больше покупателей. Дом М.М.Немерова был на углу улиц Куошинская и Тобоевская (ныне Комсомольская и Лазо) напротив здания Агинской церковно-приходской школы.
В 1927 году, когда запретили частную собственность, в конфискованном купеческом доме разместились советско-партийные органы. Всю резьбу с фасада убрали, дверной проем в торговую часть заменили оконным. Магазинное помещение, как самое большое по площади, переоборудовали под кабинет партийного руководителя.
Таким образом, в начале прошлого века в селе Агинское имелись три магазина и семь лавок, владельцами которых были русские, китайцы и буряты. Китайские лавки были расположены по улице Куошинской ближе к зданию Агинской степной думы. Помещения соединялись подземными ходами, были огорожены высоким частоколом. Китайцы, в основном, продавали чай, мануфактуру. Товары хранили в крепко срубленных амбарах. Дом был нежилой, но имел вспомогательную постройку, где и жила семья лавочника.
Сейчас по улице Лазо около моста через ручей сохранился бывший купеческий дом. Владелец неизвестен. Но, по некоторым данным, здесь проживали Ларионовы.
Занимались мелкой торговлей и те, кто имел мельницы, кузницы, мастерские. К ним можно отнести Татауровых, Турчанинова, Ларионовых.
В селе имелся небольшой базар, где шла бойкая торговля хлебом. В ларьке Исая Ходоса можно было приобрести товары первой необходимости – чай, мыло, керосин, сахар, муку.
Приезжали на агинскую ярмарку, которая по своему значению считалась третьей в Забайкалье, нерчинские, акшинские купцы, в том числе Пантелеймон Татауров и Моисей Бронштейн – владельцы торговых домов, деловые партнеры некоторых китайских и монгольских купцов. Они привозили в основном сельхозпродукцию, которая быстро и полностью раскупалась.
Жил в Агинском и молодой китайский купец Ван-Дун-Зян. Он в 1927 году возвращался в Маньчжурию, но до дома не доехал – китайские власти закрыли границу. Ван-Дун-Зян стал гражданином СССР, в Агинском он получил паспорт, но торговыми делами уже не занимался.
У одних главным оставалось занятие торговлей, а у других – мелкотоварным производством. Так, Николай Бочкарев и Антон Сокольников по улице Нагорной построили большой дом и в нем открыли цех по выпуску валяной обуви и войлока. Нерчинский купец Бутин организовал производство хрома и юфты. Он помог Андрею Федоровичу Пигалеву поставить по улице Набережной пятистенный дом и приобрести станок, на котором работал Антон Дмитриевич Ларионов.
В 1908 году свою деятельность начало кредитное товарищество Павла Мурзина и Бато-Далая Очирова, которое было первым не только в степной Аге, но во всем Забайкалье. В 1909 году оборотный капитал превысил сто тысяч рублей. Товарищество завозило в агинскую степь из Шанхая и Ханькоу чай, продавало по сниженным ценам сельскохозяйственные орудия – плуги, бороны, конные сенокосилки и грабли, сепараторы, закупало у населения скот, сельхозпродукцию и занималось их сбытом. Многолавочный кооператив открывает магазин и лавку по продаже скобяных изделий, гвоздей, подков, лопат, топоров, вил, хомутов, седел, литовок и других товаров. Из Западной Сибири привозили муку мелкого помола, потому что местные владельцы мельниц в основном занимались производством муки крупного помола.
Деятельность кредитного и потребительского товарищества, руководимого Бато-Далаем Очировым и Павлом Мурзиным, стала постепенно вытеснять монопольную торговлю китайцев, которые продавали свои товары по высоким ценам. Агинский многолавочный кооператив продавал свои товары по приемлемым ценам и даже на некоторые виды значительно снижая стоимость.
К декабрю 1929 года в Агинском были собраны сведения обо всех зажиточных жителях и просто неугодных местным властям людях. В главный список были занесены фамилии тех, кто в личном пользовании имел пахотные земли, сенокосные угодья, выпасы, строения, заимки, инвентарь, скот, мельницы, кузницы, кто пользовался чужим трудом. В первую очередь, пострадали крестьяне-единоличники, торговцы и лавочники, мелкие производители товаров. Их вместе с семьями стали выселять за пределы Забайкалья, в далекие глухие места. А на некоторых, особенно на владельцев магазинов, лавок и мастерских, были поданы документы для рассмотрения на заседаниях специальных «троек», где многие прошли по 58-й статье Уголовного кодекса РСФСР. Так, 16 ноября 1930 года «тройкой» полномочного представителя ОГПУ Восточно-Сибирского края по статье 58-2 были приговорены к пяти годам лишения свободы торговец Денис Леонтьевич Дулецкий, мастер по выделке хрома и юфты Андрей Федорович Пигалев, поденный рабочий мастерской Пигалева Антон Дмитриевич Ларионов.
К десяти годам лишения свободы по статье 58-2 «тройкой» ПП ОГПУ ВСК были осуждены Георгий Андреевич Рассказов и Кирилл Михайлович Терентьев. Два брата – Василий Антонович и Дмитрий Антонович Смирновы – крестьяне-единоличники - были приговорены к одному году принудительных работ каждый.
На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года все осужденные реабилитированы по уголовным делам за отсутствием в их действиях состава преступления. К примеру, Георгий Андреевич Рассказов реабилитирован 28 сентября 1989 года прокуратурой Читинской области. Областная прокуратура также 28 сентября 1989 года реабилитировала Андрея Федоровича Пигалева, Антона Дмитриевича Ларионова, Дениса Леонтьевича Дулецкого, Кирилла Михайловича Терентьева, Василия Антоновича Смирнова, Дмитрия Антоновича Смирнова, Федора Ивановича Пименова, Константина Селиверстовича
Чистохина, арестованных в декабре 1929 года и приговоренных к различным срокам лишения свободы в ноябре 1930 года.
В 1932 году Агинскую потребительскую кооперацию, основанную Очировым и Мурзиным, преобразовали в Агинский райпотребсоюз, а через пять лет – в окружной потребительский союз.
Б.НЕСТЕРЕНКО,
п.Агинское.