Агинская промартель «Труд» и КБО
За два года до Октябрьской революции Николай Бочкарев открыл в селе Агинское небольшой цех по производству валенок и войлока для юрт. Сырье – овечью шерсть и волос с животных крупного рогатого скота привозили буряты-скотоводы, сдавали и русские. В большом деревянном доме, построенном по улице Нагорная (ныне Базара Ринчино), было установлено необходимое ручное оборудование для изготовления валеной обуви и войлока. Шерсть и волос очищали от репьев, отмывали от грязи, разрыхляли и трепали. Это был сложный и трудоемкий процесс и особый способ - валяние. Шесть лет действовало частное предприятие.
В 1921 году с установлением Советской власти в агинских степях Николай Бочкарев получил разрешение иметь в штате от десяти до двадцати рабочих. В стране проводилась новая экономическая политика (НЭП), что способствовало развитию частного предпринимательства и торговли. Владельцы цехов, мастерских сами занимались сбытом продукции, уплачивали государству налоги, оказывали помощь односельчанам и властям. Так продолжалось до 1928 года, когда отменили НЭП. Частный сектор уничтожался. Были произведены массовые аресты тех, кто имел предприятия, с обязательной выселкой в другие места. Николая Бочкарева выслали из Агинского на пятилетнее спецпоселение. Его пимокатный цех передали создаваемой промартели «Труд». В 1938 году цех валяной обуви закрыли, но через двенадцать месяцев производство валенок возобновили. Они требовались для строителей, лесозаготовителей и особенно для армии. Шла советско-финская война (1939-1940 гг.). В это военное время председателем промартели «Труд» работал Григорий Сараев, затем его сменил Лесных. Мастером производства оставался Михаил Иванович Гребнев, погибший в первый год Великой Отечественной войны на фронте. С первых дней ВОВ коллектив пимокатного цеха выполнял оборонный заказ для Красной Армии - изготовляли валенки. Трудились под руководством Антона Федоровича Сокольникова, который с семьей прибыл в Агинское из Воронежа как беженец. Ударным трудом отличались воросчицы валяной обуви Праскофья Колоколова, Кристина Соколова, Фаина Бобыленко, Цырегма Доржиева, Праскофья Кузинкова, Елена Смирнова, мотористка Наталья Сенотрусова, пимокатчица Цырегма Жамсаранова. Многие из них награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Вспоминает восьмидесятилетняя жительница Агинского, бывшая работница промартели «Труд» Елена Дмитриевна Смирнова: «Как и везде, мы трудились под одним девизом: «Все для фронта, все для победы!». На пимокатном и шерстобитном станках работали женщины с большим опытом. Вначале изготавливали войлок, его замачивали в воде с добавлением серной кислоты, натягивали на деревянную колодку. Мастер молотком уплотнял войлок и валенок подвергался сушке в кирпичной печке. Вся продукция уходила по назначению. Мы, работники пимокатки, не имели права приобрести валяную обувь».
В 1946 году пимокатный цех Агинской промартели «Труд» закрыли, все его работники вынуждены были сменить профессию. К примеру, Кристина Карповна Соколова быстро освоила швейное дело. Авторитетным руководителем слыл Амагалан Намсараев (на снимке). Оценивая его трудовую деятельность, надо сказать, что, он начиная с 1933 года, был ликвидатором безграмотности среди населения в Узоне. В 1937 году начинается период руководства колхозом имени Калинина Узонского сельсовета, учеба в Нерчинском зооветтехникуме на ускоренных курсах. Затем служба в армии и участие в войне с Японией. В 1946 году Намсараева избирают председателем правления колхоза имени Восьмого марта Ага-Хангильского сельсовета Могойтуйского района. На этом посту он трудится четыре года и переводится директором Агинской промартели «Труд». Это предприятие хронически отставало, не справлялось с производственными заданиями. Все изменилось с приходом Амагалана. 1953 год коллектив завершил с прибылью в 32 тысячи рублей, с годовым планом справился на 144,5 процента и за трудовые успехи удостоился окружного переходящего Красного Знамени. И в этом была большая заслуга мастеров пошивочного цеха Тамары Сергеевны Барановской, Бутит Сультимовой, Софьи Ефановой, Дулмы Цыбеновой, Константина Ефимовича Сапожникова, Бутина, Гомбо Шобхонова, заведующего сапожным цехом Андрея Ивановича Изралевича, его помощника Владимира Афанасьевича Печенева, закройщицы швейного цеха Евдокии Степановны Долгожировой и других.
Амагалан Намсараев в 1958-1960 годах обучался в Омском автодорожном институте и вернулся в Агинское с дипломом экономиста, работал в автотранспортном предприятии (АТП), вышел на заслуженный отдых, трудясь в Агинском ремонтно-строительном управлении экономистом. Но, говоря о передовиках, нельзя не сказать несколько слов и о других мастерах и руководителях пимокатного цеха и в целом промартели «Труд» - Цындыме Дамбаевой, Клавдии Дмитриевне Зычковой, Христинье Дмитриевне Путинцевой, а также Минкине, Лисихине, Касаткине и др.
В конце пятидесятых годов решались уже другие задачи. Жизнь диктовала, чтобы люди жили и трудились в лучших условиях. Были выделены средства на строительство двухэтажного производственного здания и трех двухквартирных домов. В 1959 году с завершением сооружения Дома быта промартель «Труд» была реорганизована в Агинский комбинат бытового обслуживания населения. Первым директором назначили Базаржапа Ральдина. Были созданы главный цех индивидуального пошива верхней женской одежды, где бригадой руководила Алефтина Соколова, работали опытные швеи М.Андреева, П.Барановская, Г.Мыльникова, А.Донская, Г.Бронникова, С.Еремина. В школу по обучению швейному делу записывалась молодежь из Акши, Цасучея, Оловянной. Приезжали выпускницы профтехучилищ. В лучших условиях стали работать сапожники, мастера по ремонту часов, радиоприемников и телевизоров, фотографы. Имелся свой автотранспорт - трактор «Беларусь» с тележкой. Стали практиковать выезды для обслуживания на чабанские стоянки, молочно-товарные фермы. Наладили пошив женских меховых шапок, занимались заготовкой и вывозкой дров по заявкам жителей Агинского. Тон в соревновании задавала комсомольско-молодежная бригада швей, ударники коммунистического труда. Как уже говорилось, первым директором Агинского КБО был Базаржап Ральдин. Затем коллективом руководили Николай Сультимович Бадмаев, Валентин Михайлович Пятков, Тамара Борисовна Татаурова, Людмила Лыгдыновна Митупова.
Делами старались закрепить репутацию передовиков бригадир портных Мария Александровна Ржанова, парикмахеры Ольга Васильевна Ерофеева и заслуженный работник бытового обслуживания населения РСФСР Светлана Гасыреновна Хартаева, работники сапожного дела Полина Иннокентьевна Мыльникова и Петр Григорьевич Татауров, Бунея Балданова, которая трудилась в швейном и сапожном цехах 30 лет.
Не раз выходили победителями социалистического соревнования в коллективе КБО закройщицы Раиса Ивановна Лапшина и Цыпылма Жаргалова, у которых трудовой стаж соответственно более 30 и 20 лет.
Давайте заглянем сегодня в знакомое здание бывшего КБО. Над главным входом вывеска «Комбинат бытового обслуживания населения муниципального предприятия», служба недвижимости городского округа «Поселок Агинское». По-прежнему сюда охотно заходят агинчане: кто-то в парикмахерскую, кто-то в пошивочную или мастерскую по ремонту обуви.
Восемь больших комнат и ни одна не пустует. Здесь, в основном, работают представители четырех акционерных обществ, а также продают книги и канцелярские товары. Есть две швейные мастерские по пошиву и ремонту одежды. В одной трудятся Сыржу Морнеевна Рыгзынова, Татьяна Ивановна Чистохина, Александра Константиновна Елохина и Светлана Эрдынеевна Нимаева. Рассказывает Александра Елохина: «Мы вчетвером с 1980 года. Начинали в комбинате бытового обслуживания населения, а сейчас как частники. Оплачиваем аренду комнаты, отопление, электроэнергию, налоги и так далее. За свой счет производим ремонт цеха, оборудования, по возможности закупаем ткань и еще шьем из материалов заказчиков. Очень трудно поддерживать рабочий ритм, ведь все дорого, тарифы растут. О прибыли и говорить не приходится».
Да, не лучшие времена переживают те, кто связан с производством – с большим и маленьким. Но чувствуется в разговоре с Александрой Константиновной Елохиной, что в работе и жизни уживаются стремление и мотивы ко всему лучшему.
По сравнению с производством Агинского комбината бытового обслуживания населения сейчас не тот размах. Раньше здесь кипела работа. Затем многое порушилось, комбинат бытового обслуживания населения не выжил, хотя что-то осталось от него, что-то еще развивается. Возможно, что когда-нибудь он вновь станет известным и оживленным перекрестком.
Б.НЕСТЕРЕНКО, п.Агинское.