Агинцы во власти края
Основной тренд у агинских бурят - это усиление их властных позиций в краевом центре в Чите. Ныне в правительстве Забайкальского края три зампреда, бурят по национальности. При этом двое уроженцы Аги, и «варяг» из Бурятии Александр Бардалеев. Аягма Ванчикова является вице-губернатором, а Баир Жамсуев представляет Забайкальский край в Совете Федерации с 2013 года. В Законодательном собрании края семеро бурят и некоторые возглавляют профильные комитеты и избраны на штатные должности в парламенте. Двое агинцев возглавляют региональные представительства федеральных структур: краевое казначейство и Управление федеральной службы судебных приставов. Что касается разного рода заместителей министров, руководителей отделов и других чиновников похожего ранга, то их тоже немало.
Большое бурятское присутствие во многих федеральных, краевых и муниципальных структурах Забайкальского края бросается в глаза и нашим коллегам. Местные акулы пера склонны видеть в этом опытную руку «политического тяжеловеса» - Баира Жамсуева. Безусловно, в Аге даже спустя 14 лет после ухода с поста Главы Администрации Агинского Бурятского автономного округа, сохраняется его определяющее влияние. И это не просто авторитет власти, а действительно власть авторитета. И это его основной ресурс, позволяющий оставаться на плаву все эти годы, контролируя электоральное поведение Аги и в целом бурятского населения края. Губернаторы меняются, а Баир Жамсуев остаётся.
Не станем судить о степени его влияния на кадровую политику и лоббистских возможностях, но конспирологическая версия не раскрывает истинной причины происходящего. Ведь тот же экс-министр экономики Республики Бурятия Александр Бардалеев стал зампредом правительства Забайкальского края общепринятым легальным способом. Выйдя в отставку в Улан-Удэ, он отправил резюме и выдержал конкурс. И всего лишь.
Позволю себе привести отрывок из моей книги «Агинский вираж» (Улан-Удэ, 2007 г.): «За переходный период округ нарастил изрядный интеллектуальный, финансовый и кадровый потенциал, которому уже тесно на маленькой родине. В элитных вузах Москвы и городов Сибири выучилась, учится и будет учиться, в том числе, по окружным квотам, масса молодежи. Несмотря на беспрецедентное в СФО сокращение безработицы, в большинстве случаев их знания здесь пока не востребованы, и они вынуждены искать работу вне округа. А по показателю естественного прироста населения (следствие традиционных нравственных устоев и опять же социальной политики властей) регион уступает лишь некоторым северокавказским республикам. Таким образом, в Аге формируется многочисленное, хорошо образованное и крайне амбициозное поколение.
Энергия этой волны, скорее всего, найдет выход во внешней экспансии, естественным направлением которой станет Чита».
Как видно, этот прогноз сбылся в полной мере. Конечно, есть и ряд других немаловажных причин их востребованности. Многие перспективные русские забайкальцы устремляются на запад, «оголяя» тылы. Но не будет большим преувеличением утверждение, что агинцы, потеряв в 2007 году суверенитет округа, в итоге приобрели весь край! Тогда им нужно было выбраться из скорлупы степного изолята, поделиться с соседями своим опытом и достижениями, открыться миру. Уже тогда было ясно, что Ага стала слишком мала для агинцев, а объединение было объективно назревшим процессом. За это они и отдали свои голоса. Как сказал мой агинский друг Арсалан Добчинов: «Каждый из нас трижды подумал прежде чем отдать свой голос. К тому же, ведь никто не стоял с пистолетом в кабинке для голосования».
Сегодня очевидно, что, проголосовав тогда за объединение с Читой, как два равных субъекта федерации, агинцы и читинцы стали все вместе забайкальцами. Ведь Героем Труда России, чабаном Далаем Гунгаевым, Героями России Алдаром Цыденжаповым и Балданом Цыдыповым гордятся все забайкальцы и все буряты, все россияне. Не только агинцы.
При этом, в краевой центр подались не только политики и чиновники, но и люди попроще. И это видно наглядно, раньше такого количества бурят в столице Забайкальского края просто не было. Я прекрасно помню это по давним посещениям Читы.
P.S. Выходит, самое главное, что сделал Баир Жамсуев для агинцев: заставил поверить в себя, свои силы. Он поднял их хии морин, и теперь они не уронят флаг воздушного коня удачи – знамя коня ветра...
А.МАХАЧКЕЕВ,
г.Улан-Удэ.