9 декабря - Международный день борьбы с коррупцией
«Не подмажешь – не поедешь»
Из истории коррупции на Руси и в России
Коррупция является существенной системной проблемой, характерной не только для России, но и для многих стран мира. Поэтому одной из первостепенных задач, поставленных на государственном уровне в России, стало противодействие коррупции. В Индексе восприятия коррупции Россия находится в числе 50 наиболее коррумпированных стран мира.
В Московском государстве XVI-XVII в.в. существовал запрет только на посулы — взятки судьям. Получение денег и еды от управляемых было естественным средством обеспечения деятельности должностных лиц. До петровских преобразований государственные чиновники жили благодаря «кормлениям», то есть на средства, поступающие от лиц, заинтересованных в их деятельности.
О понятиях простого народа свидетельствует множество поговорок и пословиц о взятках и взяточниках. Вот некоторые из них:
* Не подмажешь — не поедешь.
* Суд прямой, да судья кривой.
* Судьям то и полезно, что в карман полезло.
* Всяк подъячий любит калач горячий.
* Не ходи в суд с одним носом, а ходи с приносом.
* Земля любит навоз, лошадь — овес, а судья — принос.
* Пред Бога — с правдой, а пред судьей — с деньгами.
Только народное восстание могло заставить царя наказать высокопоставленных мздоимцев. Так, в 1648 г. в Москве случился Соляной бунт, который закончился пожарами и гибелью мирных жителей. Для усмирения волнений царю пришлось казнить двух особо ненавистных народу коррупционеров — главу Земского приказа Плещеева и главу Пушкарского приказа Траханиотова.
Административный аппарат XVIII в., в корне отличавшийся от средневекового приказного строя XVII в., сохранил практику подношений от челобитчиков. С 1715 года получение взятки в любой форме стало преступлением, так как чиновникам стали платить фиксированную зарплату.
При Петре I государство не имело достаточно средств, чтобы содержать аппарат чиновников. Не получая жалованья, чиновники откровенно бедствовали, поэтому взятки были для них единственным способом выживания.
Вскоре после смерти Петра I нехватка средств заставила правительство Екатерины I вернуться к прежней системе обеспечения, предусматривавшей работу канцелярских служащих в городах без жалования с позволением «брать акциденцию от дел».
Зарплату чиновникам выдавали ассигнациями, то есть бумажными деньгами, покупательная способность которых не сильно отличалась от серебряного денежного эквивалента. Однако в конце XVIII - начале XIX в. ассигнации начали обесцениваться, и прожить на чиновничье жалованье стало сложнее. Единственным, на что могли рассчитывать чиновники в таком положении, были взятки. Таким образом, государственная власть вновь переложила расходы по содержанию приказного аппарата на плечи населения, вместо того, чтобы реформировать систему управления.
Указы Александра I 1809 и 1811 гг. оставляли в силе законодательные акты Петра I и Екатерины II. Тем не менее, рост должностных преступлений показывал, что реформирование законодательства необходимо. Взяточничество и лихоимство прочно обосновалось не только в центре, но и в губерниях. К концу первой четверти XIX века высшие государственные сановники решили, что необходимо в кратчайшие сроки выявить причины и найти способы искоренения должностных преступлений и лихоимства.
В Своде законов Российской империи, утвержденном при Николае I в 1830-е годы, взяточничество подразделялось по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»). После принятия в 1845 г. «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» суды над чиновниками впервые в истории России стали обыденным делом: так, в 1853 году под судом находилось 2540 чиновников.
В Советском Союзе было гораздо больше чиновников, чем до революции: на 1000 жителей в 1922 г. их было 5,2 (для сравнения в 1913 г. - 1,63); в 1928 - 6,9; в 1940 - 9,5; в 1950 - 10,2; в 1985 - 8,7. Соответственно, и возможнос-тей для коррупции стало гораздо больше.
Поначалу взяточничество признавалось контрреволюционной деятельностью, и Уголовный кодекс 1922 года предусматривал за него расстрел. Несмотря на жесткость уголовных норм, в судебной системе и правоохранительных органах коррупция продолжила свое существование и развитие.
В 1948-1949 гг. в СССР прошли три закрытых судебных процесса по коррупции. Из доклада прокурора СССР Григория Сафонова руководству страны следовало, что вся советская судебная система снизу доверху поражена коррупцией.
В СССР до начала 80-х годов тема коррупции открыто не поднималась. Простым гражданам навязывалось мнение, что коррупция для социалистического строя является нехарактерным явлением и присуща только буржуазному обществу. О том, что с середины 1950-х годов до 1986 г. регистрируемое в уголовной практике взяточничество возросло в 25 раз, как противоречащий этой догме факт, не сообщалось.
Российская Федерация участвует в различных программах по борьбе с коррупцией.
С 2008 г. в Российской Федерации стала проводиться планомерная работа по формированию нормативной базы по профилактике и противодействию коррупции, отвечающая новейшим научным разработкам и современным международным требованиям прозрачности государственного управления. Для государственных и муниципальных служащих были установлены ограничения и запреты, определена ответственность за их нарушение. В настоящее время предусмотрена обязательность уведомления государственным и муниципальным служащим о фактах обращения к нему в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.
По результатам комплексного анализа преступности в 2016 году оперативная обстановка в Забайкальском крае характеризовалась увеличением общего массива зарегистрированных преступлений, в том числе, преступлений коррупционного характера.
Так, за десять месяцев 2016 г. правоохранительными органами Агинского Бурятского округа выявлено 17 должностных преступлений коррупционной направлен-ности (в аналогичном периоде 2015 г. – 4).
В структуре коррупционных наиболее распространенными являлись преступления, связанные со взяточничеством – 14 (АППГ – 0), в том числе, получение взятки - пять, дача взятки – три, посредничество во взяточничестве – шесть; присвоение и растрата – три.
Наибольшую долю выявленных преступлений составили преступления, совершенные в правоохранительной сфере – 14, образования – два, органов местного самоуправления - одно.
Если в отношении вас (либо иных лиц) совершаются подобные преступления, необходимо обращаться в МО МВД России «Агинский» по адресу: п.Агинское, ул.Комсомольская, 29, или по телефонам: 8 (30239) 3-45-53, 3-44-91, 8-999-298-02-60.
Т.ХАЛЗАНОВ,
начальник ОЭБ и ПК
МО МВД России «Агинский».