70 лет Великой Победе
С верой в душе и оружием в руках
Прошло 70 лет со дня Великой Победы над фашистской Германией, мы помним подвиг наших отцов и дедов, на долю которых выпал тяжелый, но благородный труд защиты Родины от гитлеровских захватчиков. Свой вклад в борьбе с фашистским злом внесли и ламы Агинского дацана.
Накануне войны и в первые ее годы отношения государства с буддийской религией были крайне сложны. Вера терпела страшные гонения, дацаны разрушались, их имущество изымалось или уничтожалось, священнослужители подвергались жестоким репрессиям. Несмотря на это, в душах избежавших расправы лам не родилось ответной ненависти, а наоборот, движимые состраданием, многие из них отдали все свои силы в общее дело для достижения Победы.
Учение Будды не приемлет насилия, и отказ от убийства является одним из основных нравственных законов буддизма. В то же самое время буддизм учит, что защита Отечества от внешней и внутренней угрозы является делом, соответствующим Дхарме, т.е. Учению. И действительно, как быть, если зло не оставляет нам другого выбора как только противостоять ему с оружием в руках? Даяние бесстрашия, обеспечение защиты других в буддизме считается одной из высших добродетелей. И ламы (многие ценой нарушения обетов) с мыслью о всеобщей пользе брали в руки оружие и шли на войну.
Мало что известно о подробностях военной истории лам. Сами они не любили об этом распространяться, а то, что удалось узнать из рассказов старших лам, из скупых анкетных данных и кратких автобиографий, - лишь малая часть из множества историй тех лет.
Имена агинских лам в опубликованных списках участников Великой Отечественной войны вы не найдете. Вот все те, о ком удалось хоть что-то узнать.
Гомбоев Жамбал Доржи, габчжа, 19-й Хамбо лама, в послевоенное время сделавший очень много для распространения буддизма у нас в стране и за рубежом, еще до войны, в 1937 году, после закрытия дацанов и в самый разгар гонений на веру, по собственному желанию отправился в Красноярский край, где работал на стекольном заводе. В 1941 году был призван в Красную Армию и зачислен бойцом 105-го стрелкового полка Западного фронта. В апреле 1942 г. получил ранение и после шестимесячного лечения вновь отправился на фронт, на этот раз в 36-й гвардейский полк, в составе которого участвовал в боях под Ворошиловградом. В 1943 году опять был ранен и после лечения демобилизован с инвалидностью 2-й группы. Ж.Гомбоев был награжден медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Вся жизнь великого Хамбо ламы - пример поведения бодхисаттвы, самоотверженно отдающего себя служению другим.
Эрдынеев Жимба-Жамсо в годы репрессий был сослан в Иркутскую область, где работал на станции Зима разнорабочим. В 1942 г. был призван в ряды Красной Армии, служил в 582-м стрелковом полку, но вскоре был комиссован по состоянию здоровья и отправлен на охрану складов. Став в 1983 г. Хамбо ламой, продолжил дело Ж.Гомбоева по укреплению авторитета буддийского вероучения внутри страны и установлению прочных связей с буддийскими общинами других стран.
Цыбенов Жимба-Жамсо, лама Агинского и Цугольского дацанов, один из самых образованных лам своего поколения, философ, художник и эмчи, военную службу проходил с 1941 по 1946 гг. в тылу в охранной части. Будучи человеком исключительной скромности, в анкете в графе «правительственные награды» Ж.Цыбенов написал: «не имею». Но ниже чьей-то рукой вписан перечень его наград, из которого мы узнаем, что он был награжден множеством медалей, таких, как «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», а также юбилейными медалями, посвященными 20-летию и 30-летию Победы, 50-летию и 60-летию Вооруженных сил СССР.
Участниками войны были также 15-й шэрээтэ Агинского дацана Дылыков Лундуб, 17-й шэрээтэ Цыбиков Гомбо и 19-й шэрээтэ Лыгдынов Жанчиб.
Кроме того, службу в рядах Красной Армии во время войны проходили и простые ламы Агинского дацана.
Гончиков Галсан-Жимба получил духовное образование в Цугольском дацане. До войны, с 1933 по 1938 гг, отбывал срок в лагерях. В 1942-47 гг. проходил трудовую службу в тылу. Работал чернорабочим, столяром. Реабилитирован в 1957 г. и в том же году пришел в Агинский дацан. В 1963 году был избран председателем совета Агинского буддийского храма. Впоследствии регулярно организовывал сбор средств в фонд мира.
Гомбоев Аюр после закрытия Агинского дацана в 1932 г. отправился в Селенгинский район Бурятии на строительство советско-монгольской железной дороги. В 1942 призван в ряды Красной Армии, до 1943 года служил в воинской части на станции Харанор Читинской области, в том же году комиссован по состоянию здоровья. После войны работал разнорабочим. В 1978 г. вернулся в Агинский дацан. Аюр-лама был великолепным резчиком, многие статуи в Агинском дацане созданы его руками.
Жалсанов Шираб-Нима служил на станциях Мальта и Мациевская с 1942 по 1946 гг. Имел сложную судьбу - трижды отбывал срок в лагерях, трудился в каменном карьере, работал плотником. Реабилитирован. В 1965 г. вернулся в Агинский дацан.
Дамдинов Бато с 1943 г. служил в 760-м стрелковом полку 209-й дивизии; в 1945 г. участвовал в войне с Японией в составе 17-й армии. Был награжден медалями «За победу над Германией» и «За победу над Японией». С 1982 г. - лама Агинского дацана.
Максаров Лубсан-Доржи воевал в 1942-44 гг. на 2-м Белорусском фронте, в боях под селом Новосокольники получил тяжелое ранение и был демобилизован.
Соктоев Шойжинима в период с 1941 по 1948 гг. проходил трудовую службу на руднике Абагайтуй, награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.».
Очиров Даба в 1941-43 гг. проходил службу в строительном батальоне Забайкальского военного округа; с 1943 по 1946 работал на шахтах Кузбасса. Вернулся в дацан в 1975 г.
Барадиев Жамьян служил с 1942 по 1948 гг. в строительном отряде.
Участниками войны были также Сультим-Даша, шэрээтэ Зугалайского дацана, ламы Жамбалов Бато, Даба-Самбу, Доржи-Нима.
Как видно из этих кратких сводок, агинские ламы служили в тылу и на передовой, воевали и с гитлеровскими захватчиками, и с японскими милитаристами. Ламами были также организованы сборы средств в помощь Красной Армии. В 1944 г. агинский габчжа, Дид Хамбо-лама Хайдуб Галсанов организовал среди верующих сбор средств в фонд обороны, при этом сам внес 34 тыс. рублей. В целом, за годы войны верующие пожертвовали в фонд обороны около миллиона рублей, а также оказывали помощь раненым и инвалидам войны. Свыше десяти бурятских лам получили от Верховного Главнокомандующего И.Сталина благодарность за вклад в дело Победы, среди них был и Галсанов Хайдуб.
Такая самоотверженность бурятского народа во многом способствовала изменению политики государства в отношении буддийской религии. В кратчайшие после войны сроки стараниями все того же Галсанова верующие Бурятии добились открытия двух дацанов: нового Иволгинского и возобновившего свою деятельность Агинского.
Подвиг агинских лам является не только воинским подвигом, но еще и подвигом веры и духовности, примером торжества принципов, провозглашенных Буддой для всех последующих поколений на благо всех живых существ.
Выражаем благодарность главному хранителю фонда Агинского окружного архива Гордеевой Цыбжит Адлибишиевне и преподавателю иностранного языка Агинской Буддийской академии, Шаханову Дмитрию Валерьевичу за предоставленный архивный материал.
Нима Дашицыренов.
Фото из архива
«Агинской правды».