210 лет Агинскому дацану
Для буддистов Аги, Забайкалья и России грядет большое событие – этим летом свои юбилейные даты отмечают старейшие буддийские храмы – Агинский (210 лет) и Цугольский (220 лет) дацаны.
Агинский дацан, расположенный в селе Амитхаша, был основан в 1811 году по инициативе восьми хоринских родов в местности Булактуй. Дацан стал первым каменным буддийским монастырем во всей агинской степи - для его строительства были приглашены русские каменщики и плотники. Это повлияло на архитектуру - первое здание дацана было возведено в лучших традициях русского церковного зодчества.
После окончания строительства в 1816 году агинские буряты пригласили на освящение Согчен-дугана Ринчин-ламу - шэрээтэ (настоятеля) Дырестуйского дацана «Лхундуб Дэчинлинг» (Джидинский район Бурятии). Освящённый дацан получил название в честь Дырестуйского - «Дэчен Лхундублинг», что в переводе с тибетского означает «Обитель спонтанной реализации великого блаженства».
Божествами-хранителями Агинского дацана стали бог войны Джамсаран и женская богиня Лхамо.
Первым шэрээтэ-ламой Агинского дацана был избран Ригден Пагбаев, унзад-лама Тугнугалтайского дацана, из рода харгана.
В 1858 году на пост шэрээтэ вступил Галсан-Жимба Тугулдуров из рода хуасай. В 1861 году в дацане была открыта школа цаннид – философский факультет. С открытием факультета начался рост образованности священнослужителей – в Агинском дацане стали появляться выдающиеся ученые, философы, в числе которых Лобсан-Осора Сэрэнэй, Найдан-Доромбо, Золтын-Лхарамба, Содном-Жамсо Жигжидэй, Данзан-Жамсо Цыбиков, Галсан Хэйдуб и другие.
Тогда же в начале 60-х гг. XIX в. был учрежден издательский двор - монастырская книгопечатня (Барай-сумэ), где была собрана вся необходимая для изучения и обучения каноническая литература по богословским дисциплинам. Издательство выпустило в свет учебники по философии, логике, астрономии, астрологии, тантризму, винае, медицине, а также обрядовую литературу для проведения хуралов и разных ритуалов. Здесь стоит отметить, что ксилографическая книга – одна из оригинальных и самобытных направлений издательской и типографской культуры бурят. По мнению ученых, этот способ тиражирования книг – очень трудоемкий и кропотливый (через деревянные матрицы) отличался высоким качеством исполнения, щепетильным отношением к соблюдению грамматики, ко всем нюансам издательского дела.
За время своего существования издательский для Агинского дацана выпустил медицинские трактаты, рецептурники, справочники, а также философские труды, переводы базовых канонов, дидактические материалы. Здесь был издан классический медицинский трактат «Чжуд- Ши», который является фундаментальной основой врачебной практики всех лам-лекарей и по сей день. В ту пору бурятские дацаны занимались образовательной и просветительской деятельностью, были, по сути, единственными университетами степного народа и сыграли в его жизни важнейшую роль.
Таким образом, ученые ламы-просветители внесли значимый вклад в литературную и научную жизнь общества, стояли у истоков издательского дела агинских бурят.
В 1876 году седьмым шэрээтэ Агинского дацана был избран Лубсан-Доржи Данжинов из рода шарайд.
XIX-XX вв. стали пиком расцвета Агинского дацана. В 1880 году при дацане был открыт факультет Тантры, в 1884 году - факультет тибетской медицины, в 1906 году – факультет Калачакры и Дуйнхор дацан.
В конце XIX века Агинский дацан был известен уже далеко за пределами Забайкалья, в Российской империи, Монголии своей медицинской, философской и астрологической школами. В 1881-1886 гг. был построен главный Согчен-дуган, возведены статуя Майдари, все необходимые культовые сооружения, активно шло строительство и реконструкции храмов и сумэ по всему Забайкалью.
Тектонические события начала ХХ века коснулись и судьбы Агинского дацана. В 1929 году изменилась политика государства в отношении религии, известная как год «великого перелома». Аресты в Агинском дацане начались в 1930 году и к концу 1937 года в нём остались 32 ламы. В конце 1930-х дацан был закрыт, а большинство домов разобрано и увезено, он использовался как противотуберкулёзный и наркологический диспансеры в советское время. Принадлежавшие монастырю предметы культа и религиозного искусства были вывезены в фонды музеев Москвы, Ленинграда, Улан-Удэ.
В 1938 году оставшихся лам увезли в Читу, где их ожидала печальная участь – расстрел и ссылки. В 1940 году на территории Агинского дацана была временно размещена воинская часть. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году дацан был вновь открыт.
В 1990 году Агинский Согчен-дуган был передан верующим. Из Санкт-Петербурга домой вернулись статуя Майдари и около 250 культовых вещей. В 1991 году при участии шэрээтэ Агинского дацана Золто-ламы Жигмитова состоялось долгожданное событие для буддистов России - Агинский дацан посетил и освятил Его Святейшество Далай-лама XIV Тензин Гьяцо. По итогам визита высшего буддийского иерарха была издана книга «Семь дней в Аге». В 1993 году на территории дацана по инициативе Бабу-ламы Чимитдоржиева начала свою работу Агинская Буддийская академия.
В январе 2004 года, после 70-летнего перерыва и десятилетней реставрации в Согчен-дугане был проведён хурал. Первую рес-
таврацию Согчен-дугана проводил народный художник Даши-Нима Дугаров. В 2005 году была построена новая 22-метровая ступа «Юндун Шодон» («Ступа Примирения»), построены дуганы Зула и восемь священных ступ, бога грядущего – Майдари-сумэ. 27 мая 2014 года главный храм Агинского дацана – Согчен-дуган полностью сгорел от замыкания проводки в ураганный ветер.
Усилиями всех неравнодушных людей, при поддержке федеральной, региональной, местной властей главное здание было восстановлено в короткие сроки. Решающую поддержку оказал член Совета Федерации ФС РФ Баир Баясхаланович Жамсуев, который добился через Министерство культуры РФ выделения 102,6 млн.рублей на возрождение дацана. Сумма добровольных пожертвований жителей округа, разных регионов и стран превысила 24 млн.рублей. Работой по восстановлению Согчен-дугана занималась строительная компания ООО «Лотос».
Агинский дацан является главным буддийским центром региона и объектом культурного наследия федерального значения. Входит в состав Буддийской традиционной Сангхи России. На сегодняшний день шэрээтуем Агинского дацана является Бадма-лама Дашигалсанов, здесь также имеется резиденция Дид Хамбо-ламы по Забайкальскому краю Цырен-ламы Дондукбаева. Работает типография по переводу буддийских текстов, обработкой религиозных книг в цифру. Дацан ежедневно открыт для посетителей, здесь проводят хуралы и служения, ведут прием 35 лам и обучаются 20 хувараков. К своему 210-летнему юбилею Согчен-дуган обрел свой первоначальный вид, и, несомненно, радует своей красотой верующих, жителей и гостей Агинского округа.
Елена АБИДУЕВА.