Жигжит Баясхаланов: «Вместе мы можем возродить нашу культуру»
Жигжит Баясхаланов: «Вместе мы можем возродить нашу культуру»
На турнире «Большой приз Алханая» охотничий нож - работу талантливого ювелира, обладателя Гран-при фестиваля «Алтаргана – 2012» Жигжита Баясхаланова - получил борец из Бурятии Батор Цыренов. Еще одним обладателем охотничьего ножа стал абсолютный чемпион по стрельбе из лука на Майдари-хурале Агинского дацана.
Сегодня Жигжит Баясхаланов рассказывает нашим читателям о том, как важно поддерживать национальные виды спорта, о новых работах и планах на будущее.
- По возможности стараюсь поддерживать национальные виды спорта. Считаю, они неразрывно связаны – ножи, спорт и мужчины. Год назад на шестом Всероссийском турнире по бурятской борьбе «Барилдаан», проходившем на Красной площади в Москве, учредил приз для абсолютного чемпиона и с удовольствием вручил нож Цыбику Максарову, дынзе - Зоригто Ешееву. Ташуур достался лучшему исполнителю танца орла. Был спонсором состязаний на Кубок Санкт-Петербургского дацана, который проходит ежегодно. Сам увлекаюсь стрельбой из лука, это мое хобби.
- Что подвигло Вас уехать в Санкт-Петербург?
- Вера в свой потенциал и надежда, что наши бурятские ножи будут востребованы, ведь даже триста лет назад они были украшены очень тонкой ювелирной работой. И сегодня считаю, что это было правильное решение. Конкуренция большая, приходится нелегко, но Санкт-Петербург - хорошая среда для работы. Принципиально использую в работе хорошие материалы, все это можно здесь найти. Появление мастерской вызвало интерес коллекционеров и ценителей холодного оружия. За моими работами - культура целого народа, и есть возможность лицезреть и приобрести ее частичку. Занимаюсь авторскими работами. Среди любимых – композиции «Единство» и «Маленький воин», это интерьерные ножи. Есть несколько вариантов «Маленького воина» из разных материалов. Эти и другие работы можно увидеть на моем сайте. Достаточно набрать в Интернете «Жигжит Баясхаланов» и откроется ссылка на мою студию.
Это мое второе интервью «Агинской правде». В прошлый раз у меня напрямую спросили, тяжело ли буряту продвигаться в центральной России, и тогда я ответил, что дорогу осилит идущий. Нелегко, но грех жаловаться. Наладить производство непросто, а у меня оборудование, все требует вложений… Но есть команда мастеров, есть желание людей приобрести мои работы.
- Ушла в историю «Алтаргана-2014». Вы ведь ездили в Монголию?
- Ездил в составе делегации округа, но не участвовал в конкурсе как обладатель Гран-при «Алтарганы-2012». Благодарен руководству округа, что дали возможность выставиться, получил удовольствие от общения, испытал духовный подъем.
На «Алтаргану-2012» приезжал после восьми лет работы в Санкт-Петербурге, привез дорогие работы. Увидел большой интерес и желание приобрести эти вещи, но… После этого поставил задачу привозить не менее достойные, но более бюджетные вещи. И почти два года работал над этим. Сегодня это не только ножи, но и дэнзэ, ташуур. Недавно изготовил курильницы для благовоний в форме юрты с коновязью на каменной и деревянной подставках. Юрта приподнимается и на поддоне возжигается адис. Когда накрывается юртой, через отверстие вверху идет дымок, как будто жизнь течет внутри. В сэргэ есть отверстие для хужэ. Маленькая симпатичная вещь - символ теплого очага, малой родины.
Давно хочу заняться женскими национальными украшениями. Сейчас часто встречаются имитации, но люди стали более разборчивы, и у наших матерей, женщин есть желание иметь и передавать по наследству дочерям семейные ценности – бурятский женский гарнитур зуудхэл. Но это неподъемно для большинства - серебро, титанический труд ювелира, множество сложных элементов. Получается своего рода замкнутый круг.
Я поставил цель создать несколько моделей в стиле того времени, сохранив основные каноны, они будут более-менее доступными по цене, чтобы наши женщины могли блистать в этих украшениях на свадьбах, Сагаалганах. Буду изготавливать из серебра, мельхиора, из бронзы с посеребрением. Эти варианты и станут золотой серединой. Изготовлю полный набор, но приобрести можно будет и по частям. Постараюсь, чтобы была возможность выбора.
- Сейчас Вы набираетесь сил на родине?
- Два года не был в Аге, был весь в работе. Люблю приезжать летом, когда проходят многие мероприятия буддийского характера. Каждый приезд - это праздник и можно потом долго работать на этой волне. Каждый раз езжу в село Алханай, где родился, в Зуткулей, откуда корни, в Токчин, где живут родные моей жены. Мои родители живут в Амитхаше.
В Аге ценят традиции, растут интерес к традиционной культуре и стремление иметь национальные изделия. У многих есть мои ножи. Я это вижу, ценю стремление моих земляков к развитию традиционной культуры, и появляется желание творить. Вместе мы можем возродить нашу культуру.
Есть желание провести персональную выставку и начать с Агинского, потом - в Чите, в Улан-Удэ.
Людмила ОЧИРОВА.