10 марта - День архивов
Цырен Соктоев: «Архивы хранят историю государства и общества...»
Архивы – это настоящие хранительницы нашей истории, биографических данных граждан, документов организаций, учреждений, предприятий. О роли и деятельности архива мы попросили рассказать директора Агинского филиала ГКУ «Государственный архив» Забайкальского края Ц.Ц.Соктоева .
- Цырен Цыренжапович, архивы относят к науке, социальной, правовой сфере, или отрасли культуры. Каково Ваше мнение на этот счет?
- Современное архивное дело, как мне думается, относится по всем вышеперечисленным направлениям, это наука, право, и культура. Они сохраняют документальную память государства и общества, пополняют информационные ресурсы, оказывают важнейшие услуги населению самого различного характера и тематики. Архивы фактически на деле производят социальную функцию наравне с системой социальной защиты населения.
- Из чего состоит работа архивистов?
- В первую очередь, это исполнение запросов граждан о зар-плате, стаже работы, собственности, льготах, награждениях, усыновлении, уточнении года рождения, фамилии, браке и многое другое. Возрос интерес и число запросов по истории малой родины села. Поиск исторических корней, родословной все больше привлекает людей, побуждает к поиску первоисточников, архивных документов. На все запросы специалисты архива оказывают государственные услуги по информационному обеспечению граждан и юридических лиц на основании документов архивного фонда Агинского Бурятского округа.
Добавлю, что информационное обеспечение архива включает в себя исполнение социально-правовых запросов, связанных с получением компенсаций, льгот, стажем работы, определенной теме, проблеме, отдельному факту или событии.
- Каким образом направляются запросы в архив?
- Запросы можно отправить по почте, факсимильной связи, электронной почте, а также лично обратиться в архив, заполнить специальный бланк, оформить заявление.
- И что дальше?
- После получения запроса специалисты архива проводят анализ, изучение тематики, определяется правомочность получения заявителем запрашиваемой информации, полнота и точность сведений, необходимых для поисковой работы, местонахождение архивных документов, адреса конкретных органов
власти и организаций по ведомственной принадлежности. Все ответы, согласно закону, исполняются в течение тридцати дней. Как руководитель архива, предлагаю и требую, чтобы ответы на запросы граждан исполнялись в более короткие сроки, так как это важно для заявителя.
- Откуда поступают запросы?
- Из самых разных городов, регионов и государств. Граждане бывшего Советского Союза живут везде. Запросы поступают из стран Средней Азии, Прибалтики, Украины, Белоруссии. Есть обращения граждан, переехавших жить в Израиль. География большая.
- Сколько обращений поступает в окружной архив? Тематика?
- В 2016 году было рассмотрено 1044 обращения от физических и юридических лиц, из них более 800 по личному составу. Тематика самая разнообразная. На все запросы были даны ответы и разъяснения.
- Если нет данных в окружном архиве, куда направляются запросы?
- В ряде случаев запросы перенаправляются в архивные учреждения Российской Федерации, муниципальные архивы наших районов, ГО «Поселок Агинское», отделы ЗАГС, другие ведомства с обязательным уведомлением заявителя.
- Сложен ли поиск первоисточников, документов?
- Да. Прежде чем получить ответы, иногда приходится проводить настоящее расследование, особенно, если это связано с реорганизацией, банкротством предприятия, учреждения. К примеру, нет вообще документов по такой организации как «Минерал-инвест» - бывшему крупному предприятию округа в 90-е годы прошлого века.
- Что обязаны сделать по своей документации ликвидируемые организации?
- Согласно законодательству, предприятия и организации, в случае ликвидации, банкротства должны передавать документы по личному составу в архивы, которые хранятся в течение 75 лет в упорядоченном состоянии. Многое зависит от добросовестности специалистов отделов кадров, руководителей.
Для более конкретного получения информации, сведений о документах ликвидированных организаций, в том числе, можно узнать в архиве или на нашем сайте, включая регламент оказываемых услуг, образцы заявлений.
- Цырен Цыренжапович, какова численность хранящихся документов в архиве Агинского округа?
- В нашем архиве хранятся 65647 документов, в том числе, почти 11 тысяч по личному составу неработающих, ликвидированных организаций, почти 2000 документов личного происхождения, биографического характера, наиболее известных людей округа. Хранятся документы постоянного хранения, органов государственной, местной власти округа, районов, различные протоколы, решения администраций, райисполкомов, сельсоветов, сельских поселений и т.п.
- Где хранятся документы?
- В специальных архивных коробках на металлических шкафах. В архиве установлен специальный температурно-влажный режим хранения с соответствующими условиями, кондиционерами, сигнализацией и т.п.
- Осуществляется ли перевод на другие носители?
- Сейчас создаются страховые копии всех документов на жестких дисках, формируется фонд в электронном варианте по специальной программе «Архивный фонд № 5».
- Интересна ли Ваша работа, директор заглядывает в фонды?
- Он обязан по долгу службы.
- С какого года или периода хранятся документы в окружном архиве?
- Архив содержит документы, начиная с 1918 года. Правда, они не все. Много материалов ушло в Улан-Удэ, когда округ входил в Бурят-Монгольскую АССР – это период с 1923 по 1937 годы. Ценные документы Агинской Степной Думы, Цугольской, Агинской инородческих управ находятся в Бурятии. Надо сказать, что документы, касающиеся Аги периода Восточно-Сибирского края, хранятся в Иркутске, Хабаровске – времени буферной Дальневосточной республики. Что характерно, до 1929 года документы заполнялись на старомонгольском письме. Таким образом, документы уходили в административные центры субъектов того времени, куда входил Агинский округ.
- Как можно ускорить ответ на запрос?
- Все архивы имеют сайты, перечень фондов, списки документов, и ответ можно получить по Интернету и сделать электронный запрос, который исполняется в течение пяти дней при любом результате.
- Окружной архив считается одним из лучших в регионе…
- Безусловно. Здание архива было построено и сдано в эксплуатацию в 2005 году при Главе Администрации округа Баире Баясхалановиче Жамсуеве и соответствовало всем требованиям архивного дела. Раньше архив ютился в деревянном здании бывшего окрисполкома 50-60-х годов.
- В каком еще формате используются архивные документы?
- Мы организуем выставки по истории округа, поселений, работаем с краеведческим музеем им.Г.Цыбикова, предоставляем документы, совместно организовывали «Музей в музее», посвященный 100-летию Бальжинимы Мажиевича Мажиева, касаемо его переписки как депутата Верховного Совета СССР четырех созывов. Приглашаем студентов-историков на практику из вузов Читы, Улан-Удэ, Иркутска. Сейчас проходит выставка, посвященная 80-летию образования Агинского Бурятского округа. В 2005-2006 годах проводили конкурсы на лучшую историю муниципального образования, альбомы биографий сел можно сейчас увидеть у нас на выставке.
- Услуги платные?
- За период стажа до пяти лет информация бесплатная, свыше этого срока заявитель платит 50 рублей за каждую пятилетку.
- Какие архивы были созданы и существуют?
- В 2005 году были созданы муниципальные архивы районов, поселка, ведомственные архивы, к примеру, налоговой инспекции, госстатистики, службы судебных приставов, в 2008 году - МВД, прокуратуры и т.д. Документы периода КПСС и ВЛКСМ хранятся в партархиве г.Чита, конечно, работают федеральные архивы и субъектов Российской Федерации.
- С чем надо прийти в архив, чтобы получить информацию, к примеру, перед выходом на пенсию?
- С паспортом и трудовой книжкой. Причем, желательно за один год до выхода на заслуженный отдых, и в течение 10-14 дней вы получите ответ на запрос. Мы очень тесно работаем с отделениями Пенсионного фонда. Обращайтесь в архив, и мы всегда поможем в выдаче достоверной и полной информации по любому запросу.
- Благодарю за беседу и поздравляю с Днем архивов!
Арсалан ДОБЧИНОВ.