Этими словами из старой сибирской песни мне хотелось бы рассказать историю возникновения нашего села Агинское, которому в этом году исполняется 220 лет.
Время быстролетно, ушел в историю XX век, уходят и люди - живые свидетели с их знаниями конкретных исторических событий. Менее чем за столетие, русские землепроходцы прошли от Урала до берегов Тихого океана и новые земли стали активно вовлекаться в общеэкономическое развитие России, возникла и проблема установления границ и дипломатических торговых отношений с восточными соседями и, прежде всего, с Китаем.
В 1652 году основатель Якутска сотник Петр Бекетов появился в Забайкалье и построил укрепление на озере Иргень, а в 1656 году основал Нерчинский острог. Ранее, в 1649 году, на реку Амур вышел замечательный землепроходец Ерофей Хабаров, который в 1651 году основал крепость Албазии - оплот России в Даурской земле. Русские люди принесли много нового и полезного народам Сибири: появились интенсивное хлебопашество, новые орудия труда, новые промыслы, стали возникать новые села и города - центры ремесел и торговли. Назначенный в 1669 году воеводой и правителем Даурской земли Данила Аршинский в следующем году отрядил по своей воле посольство в Пекин, которое было принято с почетом и вскоре к нему прибыло ответное посольство. Китайские купцы привезли шелк, чай, ревень, фарфор, рубины, топазы.
За время пребывания Аршинского в Нерчинске, русские землепроходцы проникли в Нингуту (Маньчжурия), разведали серебряную руду в истоках Амура, в 1669-1673 годах были составлены русские карты и написаны особые дорожники путей в Китай.
Первые письменные упоминания о Читинском остроге (плотбище) и слободе встречаются в 1687-1689 годах в сообщениях о приеме хлеба для прокормления ратных людей на плотбище. Приказчиком «новой слободы на реке Чите Карром Юдиным сообщено в отчете, что им в 1690 году отослано 65 голов скота и оставлено в слободе четыре животины».
Нормализация отношений позволила Китаю и России в 1728 году заключить Кяхтинский договор о вечном мире, пропуске русских торговых караванов в Пекин, постройке в Пекине русского подворья.
В библиотеке Казанского государственного университета есть обширное рукописное наставление 1728 года на имя тобольского капитана М.Шнайдера, коим русский посол в Пекине С.Владиславович-Рагузинский предписывал Шнайдеру построить в урочище Цурухайту на Аргуни крепость, таможню, гостиничный двор такой манерой, как строено в Санкт-Петербурге. В это же время в Пекин пришел русский торговый караван тобольского купца Дмитрия Молокова в количестве 636 повозок с бобрами, соболями, песцами, котиками, моржовой костью и прочим товаром. С Молоковым в Пекине было 205 русских людей, в торговых сделках им помогали китайские купцы, принявшие русские обычаи и имена - Ефим Савин и Александр Ильин.
Тугулдэр Тобоев в своей летописи «Прошлая история хоринских и агинских бурят» пишет, что «после того, как были поставлены пограничные вехи, из Монголии прибывали в течение ряда поколений ламы и простолюдины. Благодаря тому, что они присоединились к хоринским бурятам, количество их увеличилось, и их стало больше.
... Они разбогатели скотом и стали богаты потомством».
«Агинские буряты оторвались от хоринских бурят. Выясняем: с тех пор, как они откочевали в конце водружения пограничных вех при размежевании китайско-монгольских и российских земель в 1727 году, о чем было разъяснено выше, они стали кочевать по рекам Ингода и Чита. Оттуда некоторые продолжали кочевать по рекам Улунга, Тура и другим, а также с места на место. Некоторые из них, согласно грамоте Петра I от 22 марта 1703 года, расположились кочевкой по ненаходящимся ни в чьем владении берегам Аги и Онона и по рекам и ручьям вблизи их».
Весной 1745 года на притоке реки Ага - Хойто-Аге - появился первый русский поселенец Василий Петрович Татауров, который, облюбовав себе место, построил зимовье, разработал небольшую пашню и стал крестьянствовать. Обжившись в Хойто-Аге, породнившись с местными бурятами, Василий Петрович вместе с женой Лхамой, в крещении Лукерьей, растили сына и дочь. Но природный ум и крестьянская расчетливость не давали покоя мыслям. Несмотря на удобства Хойто-Аги, располагалась она в стороне от торных путей, некому было сбывать излишки крестьянского труда.
После долгих поездок и раздумий, в 1779 году, Василий Петрович поставил дом для своего 23-летнего сына Александра на реке Aга при впадении в нее ручья Куоша. Рядом пролегала и торная дорога от китайской границы на Читу.
Как гласит запись в родословной летописной книге Татауровых, рукой Петра Александровича Татаурова записано: «Дом родителю моему Александру Васильевичу поставили у ручья Куоша, повыше обозной соляной дороги, на третий день после Покрова Пресвятой Богородицы. На житье они вошли после венчания в 1780 году».
14 сентября 1780 года Василий Петрович с сыном Александром, сватами Наумовыми, родственниками жены Лукерьи из Хойто-Аги в большой православный праздник - Воздвиженье - на северной, самой высокой горе установили восьмиконечный православный крест - символ Российского государства и знак основания селения. В следующем, 1781 году, проезжающий священник отслужил у креста молебен и освятил его.
С тех пор на государственных и военных картах эта гора именуется как «Крестовка».
Думаю, что 14 сентября необходимо узаконить как День поселка Агинское, восстановить на прежнем месте памятный знак (крест) с надписью о том, в честь какого события он установлен.
К сожалению, по незнанию или недомыслию, сей знак 14 октября 2000 года был спилен, это был акт святотатства и грубо нарушены права верующих, определенные статьями 2 и 26 Конституции Российской Федерации.
Вскоре, рядом с домом Александра, поставили свои дома Федор Наумов, Усольцевы, брат Василия Петровича Федор. Расположенный в удобном месте, на торной удобной дороге, ведущей в Китай и Монголию, к соленым промыслам на Торейских озерах, поселок начинает быстро расти.
В 1817 году в селении Агинское был образован православный миссионерский стан, он состоял из девяти домов с подворьями, в коих проживало 49 душ православных обоего пола.
По летописи Тугулдэра Тобоева, еще в 1816 году, по приказу верхнеудинского исправника в Aгe стало три мирских избы - Харгуйтуйская, Сарытаевская и Табтанайская. По ревизии 1816 года, агинских бурят стало семь тысяч восемьсот душ мужского пола (по материалам Агинской экспедиции 1908 года название «Харгуйта» есть только в составе «Усть-Харашибирского булума между Боржигантаем и Ярамой»).
В 1848 году внук Василия Петровича Василий Александрович Татауров был командирован в Москву, а с ним хоринские буряты Бадма Мурисун и Намто Одоин для перевода Евангелия на монгольский язык, за выполненную работу все трое были отмечены золотыми медалями «За усердие». Данный факт говорит о довольно высокой степени грамотности Татауровых, о знании ими монгольской грамоты и разговорного бурятского и монгольского языков.
В 1811 году было начато строительство в Aгe каменного дацана и в 1816 году устроили освящение, назвав его «Даши Лхундублинг».
В соответствии с утвержденным Александром I 22 июня 1822 года Положения об управлении инородцами Сибири иркутским генерал-губернатором, постановлением Иркутского губернского совета от 28 апреля 1824 года была образована Агинская главная инородная управа и 37 родовых управлений, а главный зайсан Тугулдэр Тобын стал исполнять должность головы инородной управы, согласно поданого прошения и постановления иркутского генерал-губернатора от 27 июля 1837 года № 45 восемь тысяч семьсот две души мужского пола вместе с женами и семьями отделились от Верхнеудинского округа и ведомства Хоринской степной думы, и присоединились к Нерчинскому округу и к ведомству Агинской главной инородной управы.
С 1823 по 1847 годы селение Агинское входило в состав Читинской волости, которой управлял горный пристав С.И.Смольянинов, 44 деревень, которые были разбросаны на пространстве 450 верст, и в которой проживал 3231 человек. В самой Чите, по данным на август 1826 года, проживало 344 жителя.
В связи с отделением агинских бурят в 1837 году от хоринских, селение Агинское становится административным центром Агинской главной инородной управы.
Б.ЗУБОВ, историк,
п.Агинское.
Фото из архива. |