21:59 ВЕРНУТЬСЯ К ЗЕМЛЕ |
Глава Буддийской традиционной Сангхи России Хамбо-лама Дамба Аюшеев в интервью газете «Новая Бурятия» рассказал о необходимости возрождения буддийской цивилизации в нашем регионе, о сохранении культуры и традиций бурятского народа. фото с сайта газеты "Новая Бурятия" Хамбо-лама Дамба Аюшеев говорит, что нужно консолидировать общество вокруг триады традиционных ценностей – национальной культуры, в том числе и буддизма, традиционных форм хозяйствования и национальных видов спорта. Значение идей Хамбо-ламы трудно переоценить, по своему звучанию они носят программный характер манифеста, обращенного ко всем нам.
Вернуться к земле Время между новогодними, рождественскими праздниками и наступлением Сагаалгана – хорошее время для размышлений о достижениях и о будущем. В это время «Новая Бурятия» встретилась с Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым. В ходе эксклюзивного интервью глава Традиционной буддийской сангхи России рассказал о необходимости возрождения буддийской цивилизации в республике, а также о сохранении культуры и традиций бурятского народа. Значение идей Хамбо ламы трудно переоценить, по своему звучанию они носят программный характер манифеста, обращенного ко всем жителям республики. Экономика зависит от культуры Как-то Иосиф Кобзон сказал: «Развитие экономики связано с культурой». И, действительно, экономика зависит от традиций и культуры. Мы в XXI веке должны восстановить свои традиции и культуру. Для бурят традиции являются жизненной основой. Их сохранение необходимо для выживания бурятского народа. Возрождение и поддержание традиций должны стать главной заботой лучших представителей народа. Однако, к сожалению, многие наши политики и бизнесмены недостаточно уделяют внимания этому и не помогают своему народу. Они накопили богатства, отдыхают за границей, присматриваются к традициям других народов – корейцев, китайцев, тайцев и забывают о собственных традициях. Мы возвращаемся к нашим традициям при самых важных событиях нашей жизни – свадьба, рождение ребенка, уход родственников из жизни. В обыденной же жизни все заняты своими профессиональными и повседневными занятиями. И наша общая задача состоит в консолидации общества вокруг триады традиционных ценностей – национальной культуры, в том числе и буддизма, традиционных форм хозяйствования и национальных видов спорта. К сожалению, мы растеряли традиции буддизма. Раньше буряты с малых лет воспринимали основы буддизма и органично развивались в лоне буддийской цивилизации. К буддизму я отношусь не как к религии, а как к цивилизации, которая в настоящее время во многом определяет развитие Азиатско-Тихоокеанского региона. Первый бурятский Хамбо лама Дамба Даржа Заяев дал возможность бурятам приобщиться к буддизму, стать цивилизованными. И, безусловно, буддизм – ценнейшее духовное достояние Бурятии, как и всех народов Азии и других приверженцев учения во всем мире. Возродить национальное скотоводство Совершенно незаслуженно потеряны традиции национального скотоводства, разведения четырех пород – монгольской лошади, бурятской коровы, курдючного барана породы буубэй и бурятских волкодавов хотошо. Эти четыре вида домашних животных спасали наш народ на протяжении многих тысячелетий. Монгольская лошадь – неприхотливая, выносливая – давала кумыс, позволяла покрывать огромные пространства. Бурятская корова не требовала особого ухода и была приспособлена к суровым местным климатическим условиям. Не надо было косить сено, корова сама добывала себе корм, так же как и овцы буубэй. И, конечно, волкодавы хотошо, которые охраняли стада и были помощниками скотоводов. Скот давал диетическое мясо, молоко, войлок, топливо – кизяк, шкуры. Да, местный скот не был настолько продуктивным, как, скажем, коровы симментальской породы. Но в современных хозяйствах человек вынужден кормить симменталок, мериносов, свиней. Их разведение связано с огромными затратами труда, кормов, а также других ресурсов. Это неправильно – скот должен кормить человека, а не наоборот. Генофонд под угрозой Утратив наши сельскохозяйственные традиции, мы получили дефицит питания. Бурятия обеспечивает себя мясом всего на 50%. И, значит, мы недостаточно питаемся. А если человек не питается как надо, он слаб. Здоровье и генофонд бурятского народа находятся под угрозой. Не так давно мы собирали на соревнования детей из шести районов. И, к сожалению, среди них не было мальчиков с нормальным весом. Никто не весил 60 кг. А раз нет сильных и здоровых сыновей, значит, идет вырождение. Рабиндранат Тагор говорил: «Величие дуба зависит не от корней, а от земли». Для человека естественная пища – основа развития. Сейчас мы перешли на неестественную для бурят пищу – без мяса и молока. И как после этого народ будет здоров? Это стало основным следствием безграмотности и невежества. Мы, скотоводы, утратили свои навыки и поэтому начинаем вырождаться. У других народов есть понимание и политическая воля для того, чтобы выделять средства на возрождение основ национальной экономики и структуры хозяйствования. Они стремятся сохранять свои традиции и культуру. А у нас люди получают два высших образования, учатся до 30–40 лет, а потом не могут найти работу и в итоге ничего не имеют. Идут работать продавцами или охранниками. Это явный перекос развития. У нас любой может поступить в вуз, и от этого уровень образования не очень высок. Исчезновение сел Городское население стремительно растет, а сельское население уменьшается. Более приспособленные и шустрые люди устремляются в города. А более слабые, получается, остаются на селе. В Улан-Удэ переизбыток сильных, которые начинают давить друг друга. В этой борьбе в новых неестественных условиях многие деградируют и слабеют. А те, кто остался на малой родине, добиваются определенных успехов, хотя вроде бы их потенциал был ниже. Но в целом на селе тяжело жить, и в Бурятии исчезает все больше сел. К сожалению, лидеры народа – депутаты, руководители, бизнесмены – не понимают, что нужно делать для общего развития. Они чем-то занимаются, суетятся, но результатов нет. И тогда мы, духовенство, предлагаем пути возрождения традиций. Здесь все просто – большинство дацанов находится в сельской местности и живет благодаря подаяниям сельчан. И когда слабеет деревня, не могут развиваться и дацаны. Мы должны возродить основы номадного сельского хозяйства. Уже сейчас мы возвращаем в села наших именитых борцов. Зоригто Цырендондопов, Ринчин Санжиев, Леонид Замбалаев и другие наши прославленные атлеты вернулись на родину, чтобы заниматься разведением бурятских пород скота. Они показывают пример, как стать богатыми духовно и материально на своей земле.. Национальные виды спорта Для нас важны национальные виды спорта – борьба, стрельба из лука и конные скачки. На них держатся здоровье, гордость и самоуважение народа. Национальные виды спорта объединяют людей. К сожалению, многие руководители и видные люди не поддерживают их – Вячеслав Михайлович Мархаев, Бато Цырендондокович Семенов, Бато Ламуевич Очиров, Борис Дугданович Будаев, Андрей Гомбоевич Самаринов, Матвей Матвеевич Гершевич, Иннокентий Матвеевич Егоров, Геннадий Архипович Айдаев, Степан Владимирович Калмыков и ни один из ректоров. Большая редкость, чтобы кто-то из них и многих других присутствовал на наших соревнованиях по национальным видам спорта. Не уважают или не понимают? Я считаю, что они не уважают свой народ! В Монголии идет бурное развитие национального спорта. И, чтобы возродить наши спортивные традиции, нужно взять самое лучшее у халха-монголов и воплотить в жизнь у нас. На сегодняшний день традиции поддерживают только главы районов и председатели райсоветов. Они – настоящие пахари, они ближе к людям и честно и самоотверженно поддерживают традиции, болеют душой. На них еще держится село. Я искренне выражаю им благодарность. Они чувствуют свою ответственность и стараются оправдать доверие людей. Однако в муниципальных бюджетах практически нет денег. А политики и бизнесмены не помогают своей малой родине. Кто из них может гордиться своим вкладом в развитие села? Чем выше поднимается человек по карьерной лестнице, чем больше его достояние, тем больше он должен помогать своей малой родине, своему селу. К сожалению, села все больше и больше хиреют. Они построили себе громадные коттеджи, а их родные деревни исчезают. Это трагедия, это позор! В любом цивилизованном государстве значимые объекты живут благодаря спонсорской помощи. И в Бурятии люди обеспеченные должны помогать своим землякам на селе. А они не уважают земляков. Хотя они должны делать так, чтобы их земляки тоже добивались успеха. Мы должны их спросить: «Что вы сделали для того, чтобы ваши земляки были со скотом и хозяйством?». И, если есть семья, где нет скота, и семья не может свести концы с концами, то виноват глава и тот бизнесмен, который вышел из этого села. Как на селе жить без скота? Это значит, что дети не получают молока, нуждаются и голодают. Это общая беда. Достаток от скота Достаток села надо оценивать не по наличию школы или детского сада, а по количеству скота у людей на подворьях. Может (смеется. – Ред.), и не нужны школы, ведь дети получают образование, а потом уезжают. А мы должны задуматься, как их оставить на селе, чем привлечь. Эту проблему игнорируют и СМИ. А тех, кто помогает родным селам, можно пересчитать по пальцам: Цыденжап Бимбаевич Батуев, Бато Цырендондокович Семенов немного помогает, Владимир Александрович Дмитриев, который на свои средства построил дацан в Усть-Орде и планирует еще один дацан в Бохане. Деревенские должны быть богаче городских. Тогда и городские задумаются о возвращении в село. Но на селе нужно подготовить условия – землю, восстановить традиционные породы скота, оказать помощь. Мы все должны помочь деревне стать богаче, тогда возродится духовное и культурное богатство. Голодный бурят не думает о Будде. Мы стремимся к образованию, это даже болезненное стремление. Ведь образование и ум – это разные вещи. Умный может сам стать кем нужно – ветеринаром, механиком, агрономом. Ум и жизненная энергия могут добиться всего. Образование дает лишь «корочку», людей с «корочкой» пруд пруди, и никто из них не может добиться процветания. Вернуть мудрость Еще одна проблема – срок жизни сельских жителей очень мал. Слой мудрых и авторитетных старейшин истончился критически. 90-е годы значительно сократили число мудрых и ответственных людей, тех, кто знал обычаи и традиции. Даже те, кому 60–80 лет, порой оторваны от жизни. И мы вынуждены обращаться к тем, кому до 50 лет. И нам нужно вернуть к активной жизни тех, кому 50–60 лет, их знания нужны обществу. А они должны задуматься, как принести больше пользы людям, с чем они пойдут в следующее перерождение. Настоящая жизнь начинается после 60-ти. Это мудрая жизнь, в этом возрасте мужчина уже имеет все, и он является носителем традиций и должен подавать пример во всем. Мудрость, сострадание и доброта к близким – это и есть путь Будды.
Прикрепления: Картинка 1 |
|
Всего комментариев: 0 | |