Люди всегда стремились передвигаться, поначалу на ком-то, а в дальнейшем - на чем-то. Жажда приключений, наживы, впечатлений, знакомств манили человека. Сначала была приручена лошадь, остававшаяся на долгие века единственным средством передвижения, так, к примеру, благодаря невысоким, но крайне выносливым лошадям была образована крупнейшая в истории человечества Монгольская империя. С развитием науки и техники человек пытался создать механический аналог лошади, еще Леонардо да Винчи создал опытный образец самоходной повозки, но дальше дело не пошло. Все изменилось с изобретением Готтлибом Даймлером на рубеже 19-20 веков, двигателя внутреннего сгорания, работающего на бензине. В скором времени получил развитие общественный транспорт, который впервые появился в Париже, опять же на использовании силы лошади, а лондонский метрополитен длиною в шесть километров запустили в 1863 году. Широкое распространение общественный транспорт получил в веке двадцатом – появились троллейбусы, трамваи, автобусы, такси.
Применительно к нашему поселку, свое развитие общественный транспорт и транспорт вообще получил с установлением советской власти. С конца 50-х годов 20 века в Агинском началась пассажирская перевозка, осуществляемая Агинской автоколонной Дарасунского АТП. С этого момента можно говорить о широком применении общественного транспорта в столице нашего округа. На сегодняшний день перевозку пассажиров по внутригородским и междугородним линиям осуществляют МП «Агинское ПАТП», МП «Ага-автотранс» и ИП Гончиков М.Г., а также ИП Наранов Б.Б., осуществляющий пассажироперевозки только по междугородним рейсам «Агинское-Чита».
Многих читателей интересует, как работают автотранспортные предприятия, какое у них расписание, где находятся остановки и многое другое. Сначала речь пойдет о старейшем автотранспортном предприятии округа - МП «Агинское ПАТП» - руководителем – исполняющим обязанности директора которого является Рыгжидма Олзоевна Ширабсамбуева. Предприятие обслуживает поселковый маршрут № 14 – «Амитхаша-поликлиника-ДСУ». В рабочие дни по данному маршруту одновременно работают два микроавтобуса марки «Газель», следуя друг за другом, каждый час с интервалом в 20 минут. Рабочий день на маршруте начинается с предрейсового медицинского осмотра, где у водителей измеряют давление и проверяют содержание алкоголя в крови по алкотестеру. Рейс начинается в 7.30 часов из Амитхаши. По словам
Р.О.Ширабсамбуевой, главная задача маршрута № 14 - это вывезти людей из Амитхаши и ДСУ в Агинское, где учатся и работают жители данного села и микрорайона поселка. В утреннее время из Амитхаши и ДСУ производятся два рейса подряд, чтобы успеть забрать всех желающих. В субботу на маршрут № 14 выезжает один микроавтобус, начиная с восьми часов утра и до 18.00 часов вечера, без заезда в микрорайон ДСУ. В воскресенье рейс по данному маршруту не выполняется. По междугородним рейсам в здании автостанции МП «Агинское ПАТП» четко прописан график следования маршрутов до Читы и обратно, а также других населенных пунктов района – Гунэя, Кункура и других. На прилегающей к автостанции территории также имеется информационное табло, где прописано время отправления до краевого центра и кто осуществляет перевозку пассажиров. Просьбу об открытии теплого зала ожидания в зимнее время пораньше, с 7.30, а не с 8.30 часов, Р.О.Ширабсамбуева встретила положительно, отметив, что такая возможность есть. Главным же, конечно, является то, чтобы пассажиры, среди которых есть и дети, не мерзли на улице, ожидая своего рейса. По жалобам на водителей, разговаривающих по телефону во время езды, а также нетрезвых пассажиров и тех, кто нарушает правила проезда, администрацией Агинского ПАТП регулярно проводятся инструктажи, в частности, Р.О.Ширабсамбуева будет рекомендовать своим подчиненным пользоваться при входящих звонках беспроводной гарнитурой. Нетрезвых же пассажиров и пассажиров, мешающих перевозке, водитель и кондуктор имеют полное право высаживать вне установленных остановок общественного транспорта, ссылаясь на федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа». Жалобы и предложения исполняющий обязанности Агинского ПАТП, просит направлять напрямую, в офис, чтобы своевременно устранять недочеты, ведь через Агинское за день проходит около 45 маршрутов и выявить факты нарушения правил перевозки очень сложно. Обращаться можно по номеру 8 (30239) 3-51-00. Общественными остановками, их оформлением и внешним видом МП «Агинское ПАТП» не занимается. Данный вопрос регулируют муниципальные органы – МР «Агинский район» и городской округ «Поселок Агинское». Начальник отдела ЖКХ, транспорта, энергетики и связи администрации городского округа Д.Б.Ухинова пояснила, что работа по установке и оформлению остановок общественного транспорта в поселке Агинское будет завершена до первого июля 2017 года.
Следующим «игроком» в сфере пассажирских перевозок в окружном центре является ИП Гончиков М.Г., обслуживающий маршрут №12 «Таможня-поликлиника-Амитхаша». Выезд по данному маршруту начинается в микрорайоне Таможенный в 7.15 часов, далее идет в Амитхашу. Заканчивается рейс в 19.00 часов. На маршруте работают два микроавтобуса. Третий микроавтобус ездит по маршруту «Агинское-Орловск-Новоорловск». М.Г.Гончиков занимается пассажирскими перевозками 13 лет, с 2003 года.
В ведении МП «Ага-автотранс» (директор Б.Б.Болодонов) находятся поселковые маршруты № 3 и № 4 «Заречный-центр-поликлиника». На маршрут № 4 в будние дни выезжают шесть микроавтобусов «Газель», интервал следования которых - 15 минут. Начало выезда в 7.00 часов, завершение в 19.00 часов по местному времени, а также автобус «ПАЗ» с графиком выезда утром в 7.00, в обед - 12.30 и вечером в 16.30 часов. Маршрут №3 «Западный-центр-поликлиника» обслуживают три автобуса ПАЗ, начало работы которых, так же начинается в 7.00 и завершается в 19.00 часов, но с одним различием – интервал через полчаса. В субботу, которая для школьников является учебным днем, по маршруту № 4 работают две «Газели» с периодичностью примерно в 30 минут.
По маршруту № 3 в субботнее время, в 7.45 и 8.00 часов из Западного в направлении Агинского выходят сразу два автобуса, делается это для того, чтобы вывезти всех школьников и других пассажиров. Далее маршрут № 3 выполняет рейсы ежечасно до 19.00 часов вечера. В воскресное же время, как отметил Б.Б.Болодонов, «работать нерентабельно, не оправдывается даже бензин, не говоря о выручке. Пытались по просьбам жителей неоднократно осуществлять выезд по маршруту в воскресенье, но все без толку. Возить одного или двоих пассажиров невыгодно».
Принцип организации работы МП «Ага-автотранс» схож с Агинским ПАТП – медицинское обследование, инструктажи, выезд. Подробнее Б.Б.Болодонов остановился на инструктаже по перевозке детей в зимнее время: «Водителям и кондукторам дается четкое пояснение: детей зимой и в вечернее время не оставлять, даже если у них нет денег за проезд или не хватает нескольких рублей. Обязательная установка - везти их до школы. По нетрезвым пассажирам на межгороде – отцеплять сразу при посадке, так как нетрезвый пассажир – это потенциальный преступник, нарушающий правила перевозки пассажиров. Данное правило касается и городских линий». Коллектив МП «Ага-автотранс» активно участвует в спортивной и общественно-культурной жизни поселка, свидетельство тому - многочисленные грамоты. Затронул Б.Б.Болодонов и проблему нелегальных таксистов: «Заезжают вперед автобуса, набирают пассажиров и уезжают, а мы теряем прибыль. Легальных таксистов можно пересчитать по пальцам, а мы платим налоги, в отличие от нелегалов, которых много».
Контроль пассажирских перевозок осуществляют Управление государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю, ГИБДД по Агинскому району. Курирует работу перевозчиков отдел ЖКХ, транспорта, строительства, связи и энергетики городского округа «Поселок Агинское», которому подотчетно МП «Ага-автотранс», МП «Агинское ПАТП» - МР «Агинский район». Составление расписания маршрутов полностью находится в ведении пассажироперевозчиков.
Завершая обзор, необходимо отметить, что, в целом, сфера услуг по перевозке пассажиров в Агинском находится на хорошем уровне, есть мелкие недочеты и «шероховатости», например, как история, приключившаяся с одним из жителей поселка, который, взяв билет на утренний рейс до Читы, не смог уехать на своем микроавтобусе, так как тот был уже полон. Только следующий маршрут до Читы забрал пассажира с автостанции. Исправлять недоработки в работе перевозчиков мы должны вместе с автотранспортными предприятиями сообща, обращаясь к ним с предложениями напрямую, избежав бумажной и бюрократической волокиты. Те, кто был студентом в 90-е годы до сих пор помнят, какой проблемой было доехать до Читы или Улан-Удэ. Приходилось уезжать из окружного центра на попутках со знакомыми, друзьями, родственниками и так далее. На сегодняшний день собраться и совершить вояж в Читу или другие сопредельные регионы, не представляет никаких трудностей, были бы деньги и желание. «Ничто так не сближает людей, как общественный транспорт», - говорится в известном афоризме, и с этим трудно не согласиться.
Б.ПЕТРОВ.
|