«Золотарник на северном склоне вновь цветет в синеве поднебесной…»
Эти слова из народной песни «Алтаргана», которую в непростые времена пели наши предки.
Алтаргана - это не цветок, как ошибочно полагают некоторые авторы, а кустарник с золотистой корой. Этот стойкий, вросший корнями глубоко в землю, не замерзающий зимой кустарник дал название Всебурятскому фестивалю. Масштабный праздник «Алтаргана» сегодня действительно цветет, процветает, несет большое объединяющее начало. Но так было не всегда…
Мысленно возвращаюсь в свое босоногое детство. В теперь уже далеком 1956 году я, десятилетняя девочка, в агинском селе Ушарбай на районном смотре художественной самодеятельности впервые услышала песню про алтаргану.
Эту поистине народную песню пели буряты, с этой песней многие во время гражданской войны 20-х годов прошлого века уходили за границу – в Монголию, Южную Монголию.
Так вот, на том смотре эту песню запретили исполнять. Кто-то сверху позвонил, аргументировал запрет словами: «С этой песней враги народа ушли за границу». Тогда много народных песен было под запретом…
В первый раз я была на празднике «Алтаргана» в 2002 году. В тот год многоликий, переливающийся всеми цветами радуги, праздник прошел в п.Агинское. На тот фестиваль я приехала в качестве журналиста из Бурятии.
«Алтаргана-2002» меня поразила тем, что, во-первых, в преддверии фестиваля в Аге ввели в строй несколько объектов – таможню, окружную гимназию, детский сад, школу. Особенно впечатлила меня гимназия для одаренных детей со всего округа. Там открылся современный компьютерный класс, и в распоряжение учителей и школьников предоставили интерактивные доски. В те годы в Агинском Бурятском автономном округе действительно внедрялось все новое, передовое.
А еще запомнился фестиваль 2002 года тем, что в Агинском была четкая организация, вплоть до мелочей. Все мероприятия были расписаны буквально по минутам, и не было никаких накладок. Для журналистов выделили специальный автобус. Очень уважительно относились к ветеранам, приехавшим на праздник. Их на торжественном открытии на стадионе усадили на почетные места.
Тогда в Агинском все мы стали свидетелями изумительного выступления народных артистов СССР Кима Базарсадаева и Иосифа Кобзона и народного артиста Монголии Дэмбэрэлын Жаргалсайхан. Потом я слышала как агинцы его зовут «Кобзон нагаса». Так его почитают. Для бурят нагаса – это очень почетно, так зовут очень близкого человека.
В начале ХХI века Агинский округ действительно процветал: глаза людей загорались светом, когда они рассказывали о Баире Баясхалановиче Жамсуеве. Это он вдохновил людей на успехи и созидательный труд. Он сумел создать грамотную, работоспособную и профессиональную команду единомышленников. Благодаря Жамсуеву «Алтаргана» впервые перешагнула государственную границу, обретя статус международного фестиваля.
Памятен для меня и фестиваль «Алтаргана-2008», который прошел в Иркутской области. В те дни я, осознавая, что мы, буряты, живущие в отчем краю, не понимаем, каково это – жить на чужбине. Ведь наши предки не испытали тягот перекочевок, лишений, связанных с потерей тоонто нютаг.
Никогда не забуду слова, сказанные Сэсэг из Шэнэхэна, с которой я познакомилась на «Алтаргане-2008». Ее бабушка рассказывала ей о том, как они, шэнэхэнцы, смотрели на плывущие в небе облака и говорили: «Это же облака с нашей родины»! Я видела как эта женщина из Убэр-Монголии (Внутренней Монголии) выполнила наказ стариков и помолилась за них на берегу Ангары. Она, смотря в сторону Ольхона, побрызгала чаем, архи и молоком.
В советское время шэнэхэнские буряты не могли приехать на свою историческую родину, поклониться 13 хатам Ольхона. Хорошо, что в наше время «Алтаргана» объединяет всех бурят, которых в свое время разделили на пять частей и теперь они живут в трех странах. И еще, говоря об «Алтаргане», нельзя забывать о тех людях, кто стоял у истоков основания всебурятского фестиваля.
На фестивале «Алтаргана-2010», который прошел в Улан-Баторе, я познакомилась с Сандакдоржын Хандажаб, родом из бодонгут, много лет проживающей в Монголии. Она мне рассказала о том, что одна из тех, кто организовывала «Алтаргану» - Бальжинимын Дулмажав. В девяностые годы прошлого века она была заведующей отделом культуры Хэнтэйского аймака. Сама родом из Дадал-сомона. Как-то на ее малой родине услышали, как молодежь поет бурятские песни и сказали ей: «Как мелодичны эти песни бурятские. А почему бы Вам не провести песенный конкурс»? И Дулмажав взялась за эту идею и организацию песенного праздника. Первый песенный конкурс – родоначальник всебурятского фестиваля - открылся в 1994 году в Дадал-сомоне, где собрались самодеятельные артисты из Батширэт, Биндэр, Баян-Адарга, Норовлин и Дадал Хэнтэйского аймака.
На «Алтаргане-2014» премьер-министр Монголии вручил Б.Дулмажав медаль за большой вклад в организацию и проведение первой «Алтарганы».
С одним из зачинателей «Алтарганы», бывшим главой Дадал-сомона Галсанай Доржсурэном, я познакомилась в Иркутске на «Алтаргане-2008». Он рассказывал, как они начинали, сам он предложил назвать праздник «Улаалзай» («Сарана»), а его заместитель Балбарын Ганхуяг сказал: «Давайте назовем конкурс Алтаргана. Этот кустарник с золотистой корой, с крепкими корнями символизирует бурятский народ. А песня «Алтаргана» это же наша народная песня, с ней многие годы жили наши предки…»
К слову, в старину буряты над входом в юрту ложили пучок алтарганы – чтобы в жилище не вошла беда. Помимо оберега, как говорили старики, ветку алтарганы использовали в качестве застежки для пут. Существовало поверье, что алтаргана оберегает лошадей от молнии…
Навсегда запомнилась «Алтаргана-2010». Я ожидала увидеть на празднике одних бурят, но оказалось, что живой интерес к традициям и песням бурятского народа проявляют халха-монголы и представители других этносов, населяющих страну – дурбэд, захачин, мянгаты и другие.
Примечательно, что в Монголии проводится так называемая «малая «Алтаргана». Это отборочные состязания, проходящие не «для галочки», а для того, чтобы пожилые люди, не имеющие возможность выехать на «большую Алтаргану», смогли пообщаться друг с другом, насладиться протяжными песнями степняков и поболеть за богатырей в трех игрищах мужей.
Я побывала на малой «Алтаргане» в сомонах Баяндун и Дашбалбар в Монголии.
Из года в год в определенных номинациях побеждают представители из Аги. И это не удивительно. Ведь работа по подготовке к следующему фестивалю начинается сразу же после окончания предыдущего. В Аге отлажена целая система по подготовке к «Алтаргане». Там работают настоящие энтузиасты, беззаветно преданные своей профессии, искусству.
Н.Бальжинимаева,
автор сайта «М\нгэн тобшо», Республика Бурятия. |