Новый год стал для нас привычным и традиционным праздником – последние десятилетия он отмечается достаточно однообразно: с наряженной елкой, праздничным столом и речью главы страны. Но для советских людей это был совершенно другой праздник: к нему готовились задолго до наступления, буквально по крупицам собирая угощения и новогоднюю атрибутику. Давайте же вспомним, как отмечали Новый год в Советском Союзе, заглянув для этого в архивные номера «Агинской правды». Даже маленькая заметка способна передать неповторимый дух эпохи. Прочитаете – убедитесь!
Впервые Новый год официально отпраздновали в конце 1936 года, однако первого января оставался рабочим днем. Только после войны начали по-настоящему складываться традиции празднования Нового года в СССР. Стали появляться елочные игрушки: вначале очень скромные – из бумаги, ваты и прочих материалов, позднее – красивые, яркие, из стекла. Интерьер к Новому году украшать было особо нечем, поэтому советские люди креативили. Распространенное украшение – дождь, свисающий с потолка. Делалось это просто: брали маленький кусочек ватки, наматывали на край «дождинки», «обслюнявливали» ватку и бросали в потолок – чудесным образом ватка прилипала к беленому потолку. Получаса хватало, чтобы украсить потолок большой комнаты.
А еще вырезали разнообразные снежинки и вешали их на елку и на окна. Схем создания снежинок было столько же, сколько и людей с ножницами. Накануне нового, 1993 года, «Агинская правда» № 155 от 26 декабря 1992 года учит читателей, как еще можно украсить свое жилище перед праздником, предлагая несколько вариантов убранства:
«Если комната, в которой вы будете отмечать новогодний праздник, небольшая, повесьте над дверью еловую ветку, обвейте ее спиралями разноцветного серпантина. Люстру можно украсить серпантином, «дождиком», яркими шарами, свисающими на лентах разной длины. На окнах водяными красками нарисуйте снежную бабу, снежинки, смешные карнавальные маски, а для детей – елку, зайчиков и т.д. Позабавят гостей остроумные изречения, написанные на листах бумаги и развешанные на стенах».
Хотя основные элементы домашнего праздника сохранились с советских времен, в те времена подготовка Нового года в традиционном виде была практически геройством, и многие сейчас вспоминают с ностальгией тот кропотливый труд.
Готовиться к новогодним праздникам в СССР нужно было загодя.
Во-первых, закупить продукты – то есть, выстоять в часовых очередях, чтобы получить деликатесы к праздничному столу.
В связи со сложной обстановкой на потребительском рынке нашей страны и массовыми злоупотреблениями полномочиями в сфере торговли и снабжения продуктами питания в Агинском районе была создана специальная комиссия, контролирующая производство, хранение, транспортировку и распределение продовольствия и товаров. Так, в «Агинской правде» № 11 от 26 января 1991 года прокурор Агинского района Н.Хабитуева подробно расписала, что и зачем прячут продавцы за прилавком: «2 января комиссия проводила повсеместные проверки торговых точек Агинского райпо, а именно магазины «Мясо-молоко», «Весна», магазины № 6, № 22. Побывали также и в Агинской райзаготконторе. При этом выявлены нарушения правил торговли. При проверке магазина «Мясо-молоко» обнаружены спрятанные товары: сахар-песок – 22 мешка - 1100 кг, макароны – 8 мешков – 112 кг, печенье «Октябрь» - 33 коробки – 462 кг, конфеты «Школьные» - 20 кг, карамель «Ликерная» - 105 кг, мясо конское – 65 кг, томаты – 24 банки и другие товары. Продукты были завезены в магазин накануне Нового года, 28-29 декабря. Каких-либо особых распоряжений на вышеуказанные товары не было. В настоящее время проводится расследование по факту нарушения правил торговли, возбуждено уголовное дело. Напрашивается вопрос: для чего нужно было хранить в специализированном магазине «Мясо-молоко» такие товары, как сахар, печенье, карамель, макаронные изделия, не это ли канал для различных нарушений, злоупотреблений?».
Из-за того, что продукты было достать очень трудно, все необходимое покупали заранее за несколько месяцев и бережно хранили до нужного момента. Сейчас трудно себе это представить, но чтобы достать основные ингредиенты, например, салата «оливье», нужно было сильно постараться: в свободной продаже не было майонеза, зеленого горошка, колбасы. С большим трудом доставали и основной напиток праздника - Советское шампанское. Вот что пишет по этому поводу С.Борисов в «Агинской правде» № 147 от 12 декабря 1991 года: «Приближается один из немногих настоящих праздников – Новый год. Каждый человек, каждая семья, естественно, хотят встретить его, как подобает, хотя кругом дефицит на дефиците. И какой же Новый год без рюмки спиртного, я уж не говорю о бокале шампанского? Похоже на то, что, как и в прошлом году, многим нашим жителям придется покупать спиртное на праздник за беспредельные цены у спекулянтов и торгашей. Уже середина декабря, а агинчане не отоварили свои талоны на водку за ноябрь месяц».
Не меньшей заботой, чем подготовка праздничного меню, были и сборы ребенка на новогодний утренник. Советские дети, так же, как и современные, праздновали Новый год на утренниках в саду и в школе. Родители готовили карнавальные костюмы. Можно было купить и готовые в магазинах, но они были дефицитом. Впрочем, как и хорошие ткани. Поэтому в провинциальных детских садах девочки исполняли танец снежинок в платьях из медицинской марли, а мальчики чаще всего были зайками и мишками. Костюм зайки часто шили из белого ситца и декорировали белым мехом от старой шубы. Мишку делали почти так же. Лучшей и главной «елкой» считалась та, что проводилась в Кремлевском Дворце съездов, но и другие «елки» радовали детей не меньше – прежде всего, из-за подарков. Об этом пишет воспитатель Агинского детсада И.Константинова в первом январском номере «Агинской правды» 1956 года: «Слово «елка» всегда вызывает радость у наших детей. Сколько переживаний связано у каждого с воспоминаниями об этом традиционном празднике! В нашей стране дети имеют возможность любоваться нарядными елками, веселиться вокруг них, получать хорошие подарки. Вчера дети пришли в свой садик нарядными, как никогда. Веселость, жизнерадостность озарила их лица. Желанным гостем был Дед Мороз. Наши маленькие друзья с удовольствием отгадывали его загадки. Дети знают много песен о новогоднем празднике, немало и чтецов. Танцоры исполняли танец «Снежинок» и пляску с маками. Много интересного, радостного у нашей счастливой детворы в этот день в детском саду и надолго он останется в их памяти».
Детские подарки, которые приносили родители с работы (профком стабильно обеспечивал подарками – по одному на каждое чадо до 14 лет), были в принципе неплохими, но некоторые компоненты его наполнения удивили бы современных детей. А в лихие девяностые о новогодних подарках и вовсе можно было только мечтать, поэтому каждый «выкручивался» как мог. Об этом пишет «Агинская правда» № 154 от 26 декабря 1991 года: «Грустно, конечно, что порадовать своих детей сегодня мы ничем не можем: ни лакомствами, ни обновками, ни игрушками. Прилавки наши пусты. Хозяйки разводят руками, не зная, чем накрыть праздничный стол. Раньше к Новому году каждый ребенок получал по несколько подарков. А в этом году, хотя Агинский райпо, райисполком изыскивают возможности, с большим трудом «наскребли» по одному подарку на ребенка. Но зато в этом году Агинский поселковый Совет впервые решил организовать 30 декабря с 12 часов дня общепоселковую праздничную елку на площади. Также на время одного киносеанса выкуплено здание кинотеатра, где будет продолжено празднование Нового года. Детей там ждут призы – игрушки, книги, сладости. Хочется надеяться, что, несмотря на все труднос-ти, нашим детям в этот день будет весело».
Большое значение на Новый год имела развлекательная телевизионная программа. И она, стоит сказать, не подводила, хотя работало всего два канала. В новогодние дни показывали много комедий (тогда еще свежих и новых), мультфильмов, концертов. В будни фильмов показывали немного, поэтому новогодняя ТВ-программа так ценилась народом. «Карнавальная ночь», «Ирония судьбы», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Голубой огонек», «Морозко» – советские фильмы, передачи и мультики, без которых ни один советский гражданин не мыслил себе праздничной ночи. Вашему вниманию – отрывок из киноафиши января 1991 года, опубликованной в «Агинской правде» за подписью окружного киновидеообъединения, с краткой аннотацией к фильму в духе советского времени:
«На киностудии им. Горького создан цветной художественный фильм «Кому на Руси жить хорошо». Это социально-психологическая драма о судьбе человека, который не сумел вписаться в окружающую действительность, стать «винтиком» в государственной системе и за это поплатился своей жизнью и жизнью своих близких. В ролях: А.Булдаков, Г.Макарова, Н.Егерова и др.
«Наш человек в Сан-Ремо» - музыкальная картина о том, как двое друзей помогают молодой талантливой певице из ресторана попасть на международный конкурс эстрадной песни. В фильме принимают участие популярные ансамбли и эстрадные певцы.
Комедия «Допинг для ангелов» - жанровая картина. В один прекрасный день скромнейший и честнейший служащий – ревизор Клавдий Иванович Родимцев – вдруг начинает получать немыслимые дары от неизвестных доброжелателей: то у дверей его квартиры оказывается пакет со всеми дефицитными продуктами, то на неосвоенном дачном участке чуть ли не за ночь вырастает прелестный домик, то повышают в должности его жену, то дочь-двоечница вдруг начинает носить одни «пятерки». Но через некоторое время все чудеса разъясняются весьма прозаично – оказывается Родимцеву предстоит провести крупную ревизию, о чем проверяемые узнали много раньше, чем проверяющий… В ролях: Альберт Филозов, Лия Ахеджакова, Лариса Удовиченко».
Кроме всего прочего, листая новогодние номера «Агинской правды», можно узреть не только официальные поздравления и отчеты, но и уловить юмористический настрой. К примеру, в первом январском номере газеты 1958 года читаем дружеские шаржи на выдающихся людей нашего округа: «К.Давлядшину – шоферу Зуткулейской МТС, сделавшему без капитального ремонта 200 тысяч километров пробега:
В любые рейсы – в зной, в морозы
Цел бензовоз и невредим.
Ремонт не нужен бензовозу,
Коль за рулем сидит Карим.
Д.Шагдаровой – доярке колхоза им.Карла Маркса, награжденной орденом Ленина. Она надоила на одну фуражную корову 2700 литров молока:
С ее надоями пока легко
Цистернами измерить молоко.
Но будет в новый год побольше молока –
Получится молочная река.
Ж.Балданжабону – писателю, руководителю литературной группы при окружных газетах:
Был нынче труд его не мал:
Вот, «Беркута» он оседлал.
Балданжабон, от вас народ
Книг новых ждет на новый год.
А.И.Алекминской – птичнице Бурят-Монгольского совхоза. За ней закреплено более четырех тысяч уток:
Агриппина Ивановна целыми сутками
Сосредоточенно ходит за утками.
Да, четыре тыщи уток –
Тут, конечно, не до шуток».
Подводя итоги, можно утверждать, что Новый год был в СССР самым желанным и свободным праздником, люди старшего поколения до сих пор вспоминают о нем с теплотой, а те, кто были школьниками, хорошо помнят радостное предчувствие, наполнявшее предновогодние дни. Ведь это был не просто праздник - это была еще и возможность попробовать редкие в остальные дни блюда, получить в подарок какую-нибудь новую вещь, наконец, просто пообщаться с друзьями безо всякой политической подоплеки - не то, что Первое мая или Седьмое ноября! Надеемся, что и в вас, уважаемые читатели, мы вызвали чувство ностальгии: одни из вас наверняка вспомнили запах мандаринов из подарка, выданного в профкоме, другие пожалели о том, что самодельные елочные игрушки ушли в прошлое. И хоть советские елки были наряжены куда как проще, чем сегодняшние, самый любимый праздник у всех - родом из детства.
Евгения Цыбенова. |