Сегодня можно спорить о том, какую медицину считать традиционной. Ту, что существует повсеместно, стала нашей повседневностью и неразрывно связана с нашим менталитетом и знаниями? Или ту, что уходит корнями в древность, передается из поколения в поколение, чьи необъяснимые порой результаты впечатляют и сегодня, спустя столетия? Агинский медицинский колледж – единственное в России образовательное медицинское учреждение, где учащиеся наряду с современной медициной постигают и азы медицины восточной. Именно это учебное заведение готовит специалистов, которые вместе с дипломом получают и законное право врачевать, используя методы тибетской медицины.
История создания Агинского медицинского колледжа неразрывно связана с жизнью замечательного человека – Владимира Лхамаевича Чимитдоржиева, больше известного многим забайкальцам под именем Бабу-лама. Собственно, благодаря этому человеку, бесконечно увлеченному любимым делом, не признающему границ – временных, возрастных, международных, она и началась. Основатель колледжа и Буддийской академии считал, что интеграция отдельных сегментов восточной медицины в современную систему здравоохранения является перспективным направлением развития охраны здоровья.
Сама идея о создании медицинского колледжа в Агинском родилась после появления здесь в 1998 году единственной в России Буддийской академии, где действовал и факультет тибетской медицины. Чтобы студенты академии могли каким-то образом социализироваться в обществе, получить медицинское образование, а, значит, и возможность лечить людей, заниматься целительством, Бабу-лама стал инициатором открытия в поселке Агинское медицинского училища. Идею создания уникального по своей сути образовательного учреждения поддержали и руководство Агинского Бурятского автономного округа в лице Главы администрации Баира Баясхалановича Жамсуева. Большую поддержку оказывал депутат Государственной Думы Иосиф Давыдович Кобзон. Министерство здравоохранения Читинской области с первых шагов помогало в становлении нового образовательного учреждения. Педагоги Читинского медколледжа первое время вели здесь основные предметы, к ним подключились также учителя местных школ и врачи поселка Агинское. Первые годы коллективу энтузиастов пришлось непросто – не было учебников, плакатов, методического материала, не хватало помещений, ведь сначала училище было всего лишь филиалом Читинского медицинского колледжа, функционировавшим на базе Буддийской академии.
Статус самостоятельного учебного заведения оно приобрело после того, как обзавелось собственным зданием, которое построили через три года после создания колледжа, в 2006 году. Именно специфика колледжа, его восточное направление была изначально отражена и в архитектуре здания, его дугообразной крыше. Бабу-лама выбрал именно такой дизайн кровли, именно такой материал для стен здания, чтобы сама атмосфера помещения располагала к постижению восточной мудрости. Кстати, в помещении колледжа, построенном восемь лет назад, до сих пор не проводился капитальный ремонт – он попросту не требовался, настолько добросовестно, качественно и продуманно на долгие годы было выстроено здание училища. Спустя пять лет Агинскому медицинскому училищу был присвоен статус колледжа.
Сегодня в одном из холлов учебного корпуса действует экспозиция, посвященная памяти замечательного, почитаемого в народе создателя Агинского медицинского коллледжа и Буддийской академии, преподавателя, доктора буддийской философии, награжденного орденом «Дружба народов» В.Л. Чимитдоржиева. Здесь собраны и бережно хранятся документы, фиксирующие основные этапы его биографии и деятельности, личные вещи, фотографии. Экспозицией и местом памяти стало и рабочее место Бабу-ламы в Буддийской академии, где его письменный рабочий стол, за которым он принимал прихожан, беседовал со студентами и преподавателями.
Сегодня дело В.Л.Чимитдоржиева продолжила нынешний директор Агинского медицинского колледжа Эржена Элбековна Бадмаева. Эржена Элбековна является кандидатом медицинских наук, до работы в колледже работала преподавателем Читинской государственной медицинской академии. В начале 2007 года Бабу-лама пригласил ее на работу во вновь созданное училище. В числе тех, чьи знания и опыт являются золотым фондом учебного заведения – заместитель директора по учебно-воспитательной работе Балдарма Батогалсанова, заместитель директора по научно-методической работе и преподаватель Гарма Цындымеев, преподаватель хирургии Баир Батоев, преподаватель основ сестринского дела Марина Арбальжинова. Особенно ценными кадрами здесь считаются преподаватели восточного направления, такие, как Жамбал Дашицыренов, стоявший у истоков преподавания предмета в колледже, Жаргал Дашиева - инструктор-исследователь тибетской медицины.
В России нет больше колледжей, которые бы интегрировали европейскую и восточную медицину. Образовательная программа восточного направления колледжа интересна сама по себе. Медицинские аспекты восточной философии - азы восточной философии и ее связь со здоровьем человека, изучаются на первом курсе. Следующий этап - профилактические мероприятия тибетской медицины - о методах диагностики и лечения тибетской медицины, их изучают студенты второго и третьего, выпускного, курса. Эти дисциплины штудируют в колледже и студенты Буддийской академии, которые параллельно являются учащимися вечернего отделения колледжа. Разумеется, восточное направление занимает в учебной программе намного меньше времени, чем освоение традиционных дисциплин, тем не менее, у тех, для кого тибетская медицина представляет особый интерес, здесь всегда есть возможность познать намного больше, чем предлагает учебная программа. В обязательный образовательный цикл входят сертификационный курс массажа, курс этнической фитотерапии, летнюю производственную практику студенты проходят в национальном парке «Алханай», где изучают лекарственные растения и основы бальнеоводолечения. Научно-исследовательская работа преподавателей и студентов направлена на изучение и апробацию методов лечения восточной медицины. Инновационным в данной образовательной программе является то, что она построена не по принципу альтернативности, а по принципу взаимодополнения двух медицинских систем.
Студенты, закончившие колледж, могут работать не только медсестрами и медбратьями, но и массажистами, получившими необходимый для практической работы сертификат одновременно с дипломом. Многие из выпускников Агинского медицинского колледжа сегодня трудятся не только в Агинском и в Чите, но и в Улан-Удэ, Новосибирске, Красноярске, Санкт-Петербурге, Москве.
Одним из новшеств образовательной программы Агинского медицинского колледжа стали первые стажировки учащихся за рубежом. В 2013 году состоялся первый выезд студентов в Китай, в Маньчжурию. Желающих пройти такое обучение оказалось немало, и потому отбор был достаточно строгим, учитывались и успехи в учебе, и участие в общественной жизни колледжа, а главное - интерес к изучению восточной медицины. Первый раз возможность познакомиться с медициной Китая получили семь студентов колледжа и Буддийской академии, а в нынешнем году стажировку прошли шесть студентов колледжа. В течение двух недель ребята в теории и на практике постигали премудрости мануальной терапии, массажа, иглоукалывания. В дальнейшем, в рамках достигнутой договоренности, ежегодно десять студентов Агинского медицинского колледжа получат возможность проходить двухнедельную стажировку в Центре китайско-монгольской медицины в Маньчжурии, где смогут изучать такие методы лечения, как игло-укалывание, прижигание, вакуумную терапию, фитотерапию. Представители управления здравоохранения г. Маньчжурия заинтересовались содержанием рабочих программ и учебных дисциплин в Агинском медицинском колледже, дополненных учебными модулями восточной медицины. По мнению забайкальских и китайских медицинских специалистов, сотрудничество в данной области позволит осуществлять обмен опытом и повысить качество подготовки будущих медиков в области реабилитации, восстановительной медицины, развить медицинский туризм в Забайкалье.
Кстати, такие поездки стали возможными, в том числе, и благодаря участию преподавателя тибетской медицины Агинского колледжа Жаргал Дашиевой, которая взяла на себя непростую роль не только руководителя группы, но и переводчика, владеющего китайским, бурятским и русским языками. Именно она вела все беседы, переводила во время занятий. В арсенале этого уникального для колледжа специалиста - методика пульсодиагностики, позволяющая выявлять многие заболевания по одному только прикосновению к запястью, а также старомонгольская письменность, без которой невозможно изучать тибетскую медицину и пользоваться первоисточниками.
В святая святых колледжа – учебных классах, где изучается тибетская медицина, стенды, рассказывающие о том, что представляет собой организм человека и его недуги с точки зрения восточной философии. Суть философии проста - заболевания неразрывно связаны с пороками, невежество порождает слизь, от страсти рождается ветер, от гнева - желчь. Здесь же, в учебной аудитории, природные материалы, которые являются основой традиционных восточных лекарств – минералы, раковины, травы.
Еще одно новое направление, которое обязательно будет развиваться здесь, коллекционный участок лекарственных растений, использующихся в тибетской медицине. При содействии Бурятского научного центра Улан-Удэ преподаватели колледжа и учащиеся высадили небольшие плантации лекарственных трав, собранных по всей территории Агинского округа. Ведь один из предметов, которые изучают студенты колледжа – фитотерапия. Студенты, которые благодаря предмету, а теперь и коллекционному участку, уже много знают о свойствах растений, до наступления холодов охотно занимались поливом и прополкой. А теперь ждут не дождутся весны, чтобы продолжить начатое дело.
В колледже собрана неплохая коллекция учебных манекенов, позволяющая реализовывать популярное сегодня направление - симуляционное обучение. В распоряжении студентов и преподавателей Агинского медицинского колледжа – манекены новорожденных детей, конечностей, различных органов, дающие возможность отрабатывать инъекции, искусственное дыхание. Гордостью коллектива стали и макеты, изготовленные руками одного из сотрудников колледжа. Один из них рассказывает трогательную историю начала двадцатого века о том, как русская женщина усыновила монгольского мальчика, ставшего впоследствии известным врачом. Второй во всех подробностях изображает сам Агинский медицинский колледж – учебное здание и общежитие, а также то, чем преподаватели и студенты мечтают обзавестись в будущем – спортзал, беседку, и бассейн.
И.Белошицкая.
Фото О. Леонтьевой. |