Белые помыслы, или Как встретить Сагаалган по буддийским канонам
Наша газета подробно пишет о праздновании нового года - Сагаалгана, но, как показывает практика, одни миряне невнимательны, другие, особенно молодежь, черпают информацию с различных буддийских сайтов. Но, как говорится, «со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Предлагаем нашим читателям последовательность встречи нового года по лунному календарю, исходя из практики Агинского дацана.
В Агинском дацане к хуралам Сагаалгана готовятся всегда тщательно, по уже выверенным правилам и традициям. Начинаются предновогодние хлопоты с приготовления балинов - ритуального подношения божествам из ячменной муки, топлёного масла, сахара и мёда. В каждом дацане есть свои специалисты по изготовлению балинов.
Основное действо разворачивается в последние дни уходящего года: за три дня до наступления праздника в храмах читают священный канон «Ганжур».
Наибольшее почитание воздается богине Лхамо, которая считается покровительницей столицы Тибета - Лхасы. В её честь совершается отдельный молебен в ночь, непосредственно предшествующую новому году. Это будет 15 февраля вечером.
Во второй день Сагаалгана, 17 февраля, проходит церемония молебен - поклонение «Лхарзай» всем сахюусанам (защитникам), а также посвящение хранителям - «Табан хаан». В этот день желательно отблагодарить своих ангелов-хранителей за защиту и покровительство. Ламы на хурале совершают подношения в виде балина, сэржэма и далга божествам. Как советуют в дацане, нужно во время обряда сконцентрировать все свои мысли с просьбой к божествам за помощью и поддержкой.
Особой популярностью среди жителей Агинского округа и Бурятии пользуется хурал «Дүгжүүбэ», который проводится в 29-й день по лунному календарю – в этом году он выпадает на 14 февраля. Посещая этот хурал, нужно думать о том, что в ритуальном костре сгорают загрязненность тела, речи и ума каждого человека.
Подносит «сор» в костер только настоятель дацана. После розжига костра нужно стараться не смотреть на него, а, отвернувшись, уходить, думая при этом, что всё плохое, что было ранее, сгорело и ушло безвозвратно.
Последний день года по лунному календарю – 15 февраля - является «закрытым днём» (бүтүү үдэр). В канун этого дня нужно заранее убрать домашний алтарь, разложить на божнице подношения божествам и зажечь зула (лампаду). Если вы не в дацане на хурале, то дома рекомендуется начитывать мантры, совершать простирания, делать добрые поступки.
В канун нового года - 15 февраля - проходит молебен Цедор, посвященный покровительнице Вселенной – божеству Балдан Лхамо. Ближе к рассвету ламы проводят обряд «Туй» и преподносят мандалу грядущему году, желая всего хорошего всем живым существам в наступающем году.
В первый день нового года - Сагаалгана - нужно встать до восхода солнца. По поверьям, ранним утром в каждый дом заходит божество Балдан Лхамо, которое подсчитывает всех людей. Считается, что проспавшие её приход упускают своё счастье на целый год. А те, кто в это время бодрствовал, наоборот, приобретут защиту буддийской богини, и им будет сопутствовать удача и успех на протяжении всего года.
Встречая божество во дворе своего дома, поднесите «сэржэм» (напиток в виде чая, молока) божествам и хозяевам местности, разбрызгивая по всем сторонам.
С первыми лучами солнца наступает новый год по лунному календарю.
Что год грядущий нам готовит?
Астрологический прогноз от Агинского дацана
В 2018 году 16 февраля с восходом солнца начинается новый год по лунному буддийскому календарю. Год желтой собаки в стихии «земля», желтого цвета, имеющий мужское начало с мэнгэ года «девять красных».
Этот год будет во всех сферах плодородным, в отличие от предыдущих лет, более спокойным, всё постепенно будет стабилизироваться. Год будет очень благоприятным для людей чутких, имеющих выдержку и проявляющих находчивость.
Земля – действующий элемент – представлена как кристаллизующая, собирающая воедино сила, которая работает медленно, но мощно. Этот элемент несет в себе стабильность и всё делает четким, определённым, конкретным.
Элемент мэнгэ «девять красных» разбавляет спокойную Землю эмоциональностью и импульсивностью, что вносит в жизнь людей вместе с благоразумием чувственность, с силой воли -экспрессию в достижении целей. А год Собаки воплощает верность и честность. Склоняет к справедливости и добросовестности.
Весна обещает быть ветреной и продолжительной. Летом местами будут дожди, в середине лета вероятна засушливая погода, но, несмотря на это, урожай будет хорошим, много травы и изобилие ягод. Скот будет сытым и будет хорошо размножаться. Осень ожидается холодной. В начале и в конце года сильные ветра.
Год Собаки для людей среднего возраста благоприятен, для детей и стариков год будет сложноватым, надо обратить особое внимание на здоровье.
От редакции: Как нам посоветовали в дацане, желающим узнать свой астрологический прогноз, нужно лично обратиться к ламе.
«Ом маани падме хум»
Многие верующие произносят эту известную мантру скорее по привычке, не задумываясь о значении слов. Между тем, эта мантра является основополагающей в буддизме «Большой колесницы», или Махаяны. Преимущественно эта фраза, несмотря на свое индийское происхождение, используется в Тибете, Монголии и России.
Если мы обратимся к буквальному смыслу этих ритуальных слов, то он довольно простой. «О, жемчужина (или, в других вариантах, «драгоценность»), которая сияет в цветке лотоса!». Ее приписывают одной из самых знаменитых фигур в буддизме Махаяны – Бодхисатве сострадания Авалокитешваре (Арьябала) - одному из воплощений Будды. Согласно притче, божество отказывается достичь нирваны, пока все живые существа не будут спасены.
Его рождение окутано легендами. В отличие от Будды Гаутамы, о котором говорят как о реальном человеке, достигшем просветления, Авалокитешвара явился своему отцу уже в шестнадцатилетнем возрасте в цветке огромного лотоса.
Если прочитать это маани до 100 000 раз, то заслуги будут равны прочтению Ганджура, а также закрываются двери рождения в трех неблагих участий. Еще лучше если вы будете переписывать маани много раз на бумаге.
Но прежде, чем читать маани «Ом маани падме хум», важно зародить в себе убежденную веру в Три драгоценности – Будду, Его учение, Его общину.
Библиотека славит академию
Издревле любой университет, в первую очередь, старался обогатить свою библиотеку. Даже сегодня, в век информационных технологий, раритеты и новинки печатных изданий востребованы читателями.
Библиотека Агинской буддийской академии размещается в маленьком, но довольно уютном кабинете. Как и положено, основное пространство занимают высокие полки с книгами, мерцает монитор (как же без компьютера?), рядом с ним - суперсовременный сканер «Контекс» формата А2. Заведует всем этим «хозяйством» преподаватель академии Дмитрий Шаханов, или Дима-лама.
Если говорить об истории, то в годы расцвета буддизма в Забайкалье, в конце XIX века библиотека Агинского дацана и его печатный цех не имели себе равных. Здесь были созданы 48000 ксилографических досок с текстами, 592 клише с рисунками и культовыми изображениями.
В лихие годы гонений на религию все это было утрачено. А страницы томов буддийских книг попросту были разбросаны вокруг дацана. Тысячи деревянных клише использовались вместо дров, когда после закрытия дацана здесь разместился детский дом.
После открытия вновь Агинской буддийской школы в 1993 году, позже переименованной в академию, первый ректор Бабу-лама Чимитдоржиев стал собирать книги для будущей библиотеки.
В 2013-14 учебном году академия выиграла президентский грант на восстановление книгопечатного наследия Агинского дацана. Настоятель Агинского дацана Бадма-лама Цыбиков и ректор академии Чингиз-лама Сультимов поставили задачу по возрождению былой славы библиотеки. Преподаватели, ламы Агинского дацана стали скрупулезно собирать утраченные буддийские тексты. Искали их также в музеях, востоковедческих архивах и библиотеках России и Китая.
Как известно, ксилографы Агинского дацана славились высоким качеством печати. Красивый и аккуратный графический стиль агинских книг легко узнается, благодаря чему почти всегда можно отличить агинские книги от изданий других дацанов.
С помощью современного цифрового сканера на базе буддийской академии копируются драгоценные листы буддийских томов. В типографии академии можно уже с цифровых носителей распечатать самые редкие книги.
Кроме буддийских томов на тибетском и старомонгольском языках, что хранятся в библиотеке дацана, значительно пополнились фонды институтской библиотеки. Сейчас в ней можно найти почти все книги по буддизму и тибетской медицине, что были изданы у нас в стране. Есть также современные издания буддийских книг на тибетском, английском, китайском и монгольском языках. Сейчас фонд библиотеки насчитывает около 3000 книг и с каждым годом он пополняется. Книгами пользуются не только студенты, но и преподаватели, ламы, учителя поселковых школ.
Можно смело сказать, что сегодня слава книгопечатания Агинского дацана продолжается в новых реалиях.
Страницу подготовил Сергей ДОРЖИЕВ.
Фото автора. |