Агинчане на большом экране, или Как Говорухин снимал у нас кино
Недавно буквально все федеральные каналы отметили 80-летний юбилей мэтра отечественного кино, режиссера Станислава Говорухина. Много говорили о его кинокартинах – «Вертикаль» с участием Владимира Высоцкого, о популярном сериале «Место встречи изменить нельзя». Опять же с Высоцким в главной роли. Показали новую картину о журналистах «Конец прекрасной эпохи». Среди других известных картин – «Дети капитана Гранта», «Робинзон Крузо», «Десять негритят», «Ворошиловский стрелок». Режиссер поставил кинокартину «Благословите женщину». Главные роли в фильме сыграли известный актер Александр Балуев и дебютантка в кино студентка Щукинского училища девятнадцатилетняя Светлана Ходченкова.
Фильм для нас примечателен тем, что один из первоначальных и главных эпизодов снимался в поселке Агинское. Режиссер Станислав Говорухин о съемках в округе позже скажет: «При съемке эпизодов нашего фильма в Агинское мы постоянно ощущали большую поддержку со стороны главы Администрации Агинского округа Баира Жамсуева и его заместителя Владимира Цэдашиева, которые помогали решать все вопросы организационного характера по транспорту, реквизиту…».
Конец октября 2002 года в Аге выдался холодным и ветреным. Выпал снежок, ударил первый мороз. Режиссера такая холодная погода вполне устраивала. По замыслу автора героиня фильма Вера Ларичева приезжает в Забайкалье вместе с мужем военным (Александр Балуев) из маленького хутора в Крыму. Буквально еще вчера она нежилась на песчаном берегу Черного моря, а тут оказалась в суровом военном гарнизоне, где безлюдная степь и пронизывающий хиус.
Натуру или, как говорят сейчас, локацию киносъемок воинской части художники-декораторы вместе со строителями соорудили на бывшей чабанской стоянке Баясхалана Батожаргалова, рядом с окружным центром. Маленький чабанский дом с высоким крыльцом, беленный известью, стал штабом. На нем - вывеска и красный флаг. Надворные постройки сошли за старые казармы. Панораму дополнили танки из Борзи и открытого музея СибВО. Также из Борзи прибыл взвод солдат-срочников. Военнослужащих переодели в форму Красной Армии. У ворот соорудили шлагбаум. На арке из жердей поместили обрамленный еловыми ветками большой портрет Сталина и развесили алые стяги.
Из Ага-Хангила для киносъемок пригнали семь лошадей и двух верблюдов из Ортуя и Цаган-Оля. Кораблей пустыни в эпизодах показали несколько раз. И они же завершили эпизоды в Агинском на фоне догорающего заката. Лошади по фильму должны были испугаться от звука пролетающего низко самолета. Как только не пугали лошадей, а они, флегматично опустив голову от ветра, вовсе не хотели «играть» в кино. Один из табунщиков из Ага-Хангила, узнав, что требуется от лошадей, предложил кинуть в них мелкие камешки. И лошади «вздрогнули» от «самолета».
Эпизод в Аге начинается с прибытия героев в воинскую часть. Первые картинки: поздняя осень, сопки, степь, ветер, всадники, телега. На телеге понукает коня пожилой бурят в дэгэле – это играет местный житель Цынге Ширипов.
Его приметил на рынке помощник режиссера и пригласил на съемку. В телеге, укутавшись в доху, едет Светлана Ходченкова. Это ее первая роль. Говорухин во время первых кинопроб сразу обратил внимание на русую статную красавицу с голубыми глазами. «Не удержавшись», показал в сериале аж три длинные сцены, подчеркнув ее природные достоинства.
Впрочем, после этого фильма Ходченкова кардинально похудела. Ей хотелось быть западной актрисой, а не пышнотелой звездой российского кино. Те, кто следит за творчеством актрисы, видят ее стройную фигуру во многих фильмах и сериалах.
На съемочной площадке все внимание уделено режиссеру Станиславу Говорухину. Постановочная группа ждет команду: «Тишина на площадке. Внимание, мотор! Начали!». Главный оператор уже настроил камеру и в «глазок» отслеживает «картинки». Звуковики, осветители тоже готовы к съемкам. Художники по костюмам и гримеры наводят последние штрихи у артистов. Вот оно, живое кино!
Будущая звезда экрана Светлана Ходченкова до момента съемок греется на заднем сидении «Волги». Балуев же, напротив, легок в общении - в свободные минуты фотографируется со всеми желающими. Фотограф из Агинского Андрей Бекетов для киношников снимает кадры происходящего момента.
В эпизодах кинофильма сыграли также жители Агинского округа. Студент Цыдендоржи Чимитов из села Цокто-Хангил был ординарцем героя Балуева. На эту роль выбирали парня, умеющего обращаться с лошадьми. По роли Александру Балуеву предстояло проехать на коне верхом. По заданию помощника режиссера Цыдендоржи должен был его подстраховать на всякий случай во время езды. В буденновке и новенькой шинели он легко справился со своей задачей.
Дамдин Цыбенов из Сахюрты в одном эпизоде сыграл пленного японца. Во время кастинга его типаж сразу обратил внимание постановщиков фильма: «И грима не надо, чистый японец». Только во время съемок поменяли его очки на старинные, круглые в роговой оправе. Марина Баранова из Агинского развешивала белье у казармы и сердито сказала фразу героине фильма: «Здесь вам не курорт…». Агинский водитель Александр Третьяков стал красноармейцем на боевом посту. Он же выводил пленного японца. В фильме сыграли ребятишки из Агинского – самые непосредственные артисты, а также повара из ресторана «Сапсан». Они учили лепить буузы Светлану Ходченкову. По роли она ими угощает своих гостей.
Кстати, буузы понравились всей постановочной группе и артистам. Особенно Станиславу Говорухину. На прощальном ужине он с удовольствием вкушал национальные блюда из баранины. Уверял своих коллег-москвичей - артистов и постановщиков, что нужно непременно попробовать народные яства.
Об этом говорит редактор газеты «Агинская правда» Баир Цыденов. Наша газета за все время киносъемок была информационным партнером. Также на редактора выходили помощники режиссера в решении некоторых вопросов.
Быстро пролетели три съемочных дня, хотя подготовка к ним шла два месяца. В фильме на большом экране эпизод идет буквально несколько минут. Правда, в сериале картина выглядит более насыщенной. Вот такое кино. А сколько за три дня было задействовано людей, техники! Тех же лошадей и верблюдов нужно было привезти и в съемочные дни ухаживать за ними. Еще раз хочется поблагодарить всех, кто принимал живое участие в киносъемках. По прошествии времени участники съемок иногда с удовольствием пересматривают «агинские» кадры художественного фильма «Благословите женщину».
Сергей Доржиев.
Фото автора. |