Животноводческая отрасль является ключевой составляющей экономики Агинского округа. Коллективные предприятия, крестьянско-фермерские хозяйства, личные подворья живут за счет скота, который содержится круглый год и требует ежедневного ухода.
Важнейшим звеном в развитии животноводства, в том числе, овцеводства является племенная работа. О сегодняшней ситуации в этом сегменте отрасли мы беседуем с директором межмуниципального предприятия «Агинское племпредприятие» А.Д.Дондоковым, отдавшим племработе почти два десятилетия своей биографии.
- Артур Дабажапович, что из себя представляет Ваша служба?
- С этого года работаем в статусе межмуниципального предприятия «Агинское племпредприятие», за нами сохранились производственные и офисные помещения, техника. Имеем две стоянки в Галастуе, где содержим племенных баранчиков, овец и крупный рогатый скот. В штате два зоотехника и чабаны.
- Какова ситуация в овцеводческой отрасли? Идут ли в нее «свежие» кадры?
- Сейчас возвращается понимание того, что без племенной работы овцеводство не возродить. В овцеводство пришли молодые, амбициозные ребята, это характерно для Шилкинского, Чернышевского, Борзинского, Приаргунского районов, Агинского округа. Новые люди, фермеры со своим мышлением, видением, стремлением содержать овец появились в Кусочи, Цаган-Оле, Челутае, Цокто-Хангиле и в других местах.
- Существует аксиома – без племенной работы, бесполезно развивать и двигать рентабельное животноводство, получать приплод, молодняк…
- На сегодняшний день нужны грамотные специалисты, зоотехники, те же бонитировщики. Надо обучать людей, заинтересовывать их материально, создавать условия быта, работы. Тогда есть надежда, что на стоянки придут новые, молодые кадры.
- А краевые племпредприятия существуют?
- Конечно. Работают краевые племпредприятия за счет бюджета края. Там хранятся замороженное семя австралийских, новозеландских баранов породы «коридели», семя быков-производителей различных пород и так далее.
- И семенной материал можно купить?
- Не только можно, но и нужно приобретать и использовать семя высокопродуктивных животных.
- Почему мало применяется семя высокопродуктивных производителей, в частности, в личных подворьях?
- Частный сектор не стремится к повышению продуктивности животных. Все пущено на самотек, на «авось», нет программы и желания изменить ситуацию. Каждый сам по себе.
- Почему скот измельчал?
- Измельчал скот, в первую очередь, из-за того, что частный сектор никем и ничем не регулируется. Во всех отраслях существуют и действуют инспекции – рыбные, технические, семенные со своими нормативами, требованиями, штатами.
- А в животноводстве нет?
- На весь край инспекция по животноводству состоит из двух человек, и при всем желании им не по силам выполнять свои контролирующие функции. Дошло до того, что в личных хозяйствах происходит осеменение или скрещивание животного, не достигшего репродуктивного возраста, веса.
Какой приплод можно получить от полуторагодовалого теленка? Не производится кастрирование молодых бычков. Надо руководствоваться законом о племенном животноводстве, где все прописано, и инспекция должна контролировать его исполнение. В животноводство сейчас можно «запустить» быка любого возраста, породы. Закон не работает и некому вести контроль.
- А в других регионах?
- Есть регионы, субъекты, где полноформатные инспекции работают очень жестко, ведут контроль, выписывают предписания, накладывают штрафы и т.д.
- Помню, как на агинском племпредприятии содержались огромные быки-производители, и поражало то, что они получали яйца, рыбий жир, овощи…
- В Советском Союзе племенной работе уделялось большое значение. К примеру, семя дотировалось государством, сейчас дотируется только маточное поголовье, и то с каждым годом уменьшаются размеры субсидий.
- Ваше предприятие получило один миллион триста тысяч рублей на племенную работу. Как использовали средства?
- Мы закупили более 60 баранов-производителей в племенных хозяйствах Агинского округа.
- Как используются закупленные бараны-производители?
- Мы их содержим, обучаем, используем для получения семени и запускаем на отары для прилития свежей крови. Семенем одного хорошего барана-производителя можно покрыть до 1500-1800 овцематок и столько же получить ягнят.
-А как относятся к овце в Австралии?
- Ее боготворят, австралийская овца приносит валюту, обеспечивает полмира мериносовой шерстью. Овцеводство – это целая индустрия и бренд островного континента.
- Условия у австралийских фермеров, наверное, не сравнить с нашими?
- В Австралии отраслью управляют корпорации, занимающиеся финансированием, кредитованием, сбытом продукции по всему миру. Овцеводам предоставляют современные дома со всеми бытовыми условиями, пастбища огорожены, ведется строгий учет животных. Племенная работа ведется на солидной научной основе.
- Вы там были, и как живут чабаны «зеленого» континента?
- В Австралии высок статус чабана, фермера работающего с утра до ночи. И труд нелегкий, несмотря на достижения цивилизации – ветряки, солнечные батареи, спутниковое ТВ и телефоны. Подземная вода в Австралии солоноватая, и даже реки, поэтому овцы содержатся за счет дождевой воды, собираемой через приемники и аккумулируемой в прудонакопителях, построенных на разграниченных квадратах пастбищ. Есть опреснители соленой воды и аппараты переработки отходов жизнедеятельности животных, которые после очистки идут в оборот. Пресная вода в саванне ценится не меньше золота. Континент находится на гигант-ском скальнике, и не везде доберешься до водяного пласта.
- Вы были в Ставрополе, Калмыкии, как ценят там овец?
- Относятся как к святому животному. Овца веками кормила, одевала степняков. В Калмыкии, в зоне бесполезного земледелия, вся земля отдана на откуп животноводству, разведению овец и крупного рогатого скота калмыцкой породы со знаменитым мраморным мясом, востребованным в ресторанах Москвы, в том числе. Такое же отношение замечал в Казахстане и других степных регионах Средней Азии, некогда входящих в Советский Союз. Производится мощное финансирование отраслей животноводства. Мериносовые, мясные, мясошерстные породы развиваются параллельно.
- Баранина востребована? Ее закупают потребители из других регионов?
- Естественно, она дороже говядины, свинины. Раньше мясо хорошо закупалось дальневосточными регионами. Сейчас созданы жесткие барьеры и требования по передвижению, перевозке животных надзорными, ветеринарными органами и реализация баранины упала.
- Известно, что проблемой остается сбыт мясной продукции, шерсти…
- У нас вообще нет сбытовых организаций. Нет кооперации, не отлажена гибкая цепочка «производитель – потребитель». Все продается случайным перекупщикам, тем, кто может произвести оплату за товар или даже выдать аванс в счет будущей продукции, особенно шерсти.
- Какие факторы влияют на развитие животноводческой отрасли?
- В первую очередь, корма, затем племенная, зоотехническая работа, соблюдение технологии содержания животных. Нужен оборот стада, забой, сдача вы-бракованных маток, ягнят – осенью, если они идут на зимовку, это большое бремя для хозяйств. Если овца не нажирована, сдвигаются сроки осеменения, а, значит, и сроки приема приплода на более поздние сроки. Нарушается весь цикл.
- Какую породу содержать выгоднее – мясную или шерстную?
- Обе породы выгодные. Мериносовая шерсть, невзирая ни на что, гарантированно нарастает на овце ежегодно. Не засохнет, как зерно. Поэтому ее охотно авансируют потребители из Китая, Хакасии и т.д. Ягненок через 4-5 месяцев дает до 18 кг мяса в убойном весе. Это уже 3-4 тысячи рублей выручки.
- Почему в округе нет молочных коров?
- Нет племенной работы. К примеру, под Читой в с.Застепь держатели скота, коров проводят осеменение, благо рядом работает племпредприятие. Хорошая молочная корова стоит 60 тысяч рублей.
- Осеменаторы есть на селе?
- Конечно. Если нет – необходимо и обучать специалистов.
- Глава администрации может повлиять на ситуацию?
- Он обязан обеспечить племработу на селе. Все у него в руках, было бы желание.
- А КФХ как проводят осеменение?
- У многих фермеров свои бараны-производители, осеменаторы, теплые помещения и оборудование.
- В Цокто-Хангиле и Кункуре нынче проводят осеменение замороженным семенем. Какой породы?
- Осеменение проводится семенем австралийского мериноса. Эффект будет хороший.
- Откуда завезли материал?
- Цокто-хангильцы - из ставрополья, кункурцы – из Читы. Закупили на свои средства. Помогают институт ветеринарии, Ставропольский институт овцеводства, козоводства.
- Нужна ли забайкальская тонкорунная порода овец?
- Ей цены нет. Породы с такими уникальными данными, запасом прочности нет в России, мире. Она живет, кормится, дает ягнят, шерсть, при температуре минус и плюс 50 градусов. Памятники надо ставить овце и людям, которые ее создали.
- Кто главный в овцеводстве?
- Чабан. От добросовестности рядового чабана зависит конечный результат. Пастьбу, водопоение, тебеневку, подкормку, сакман, осеменение производит и контролирует только он. Это важнейшая и главная фигура в отрасли. Ухаживать за животными - это кропотливый ежедневный труд. Упустил полдня, не выгнал овец на пастьбу – уже не догонишь привесы, нажировку, нарушается режим, технология содержания. Овца – это «живые часы».
- Где работают ведущие зоотехники, специалисты племенной работы?
- В Догое - Пунцук Жигжитов, в Цокто-Хангиле – Базаржап Цыдыпов, Бадмажап Цыбиков – в Ушарбае, Жамьян Батожаргалов – в Зуткулее и другие.
- Достигнем ли миллиона овец в Забайкалье?
- Для этого, в первую очередь, нужны кадры овцеводов, чабанов. Это стержень всей идеи. Нужно поднимать престиж профессии, создавать достойные условия жизни и оплаты за труд.
- Где сохранился генофонд овцы?
- Основа породы, генофонд овцеводства региона находится в Агинском округе. И наша задача – сохранить овцу - уникальное животное на востоке страны.
- Что выгоднее содержать - овцу или крупный рогатый скот?
- Овец. Это живая «валюта», традиционный уклад жизни, бренд Аги, Забайкалья. Овца - кормилица и будущее степного края.
- Спасибо за беседу.
Арсалан ДОБЧИНОВ.
Фото Сергея ДОРЖИЕВА. |